«Репетиции» стали лекарством от скандалов в Театре на Таганке

Ирина Апексимова: «У нас есть потребность задышать свободнее!»

Директор Таганки Ирина Апексимова, несмотря на невероятный шлейф скандалезности «от недавних революций», не опустила рук, решив во что бы то ни стало побороться за душу (да и тело) вверенного ей театра. А лучшее лекарство от смут и брожений — яркая, ежедневная работа буквально нон-стопом. Так что же придумала Ирина? Спектакль, как ребенок, появляется в три этапа — зачатие, развитие, рождение. Так почему б эту практику не поставить на поток, призвав в бой молодых и талантливых режиссеров?

Ирина Апексимова: «У нас есть потребность задышать свободнее!»
Ирина Апексимова

Итак, проект «прозрачного» создания спектаклей под брендом «Репетиции» буквально на днях стартует на новой экспериментальной площадке — на Поварской, 20.

— Очень просто было бы сейчас пригласить на Таганку кого-то из звездного режиссерского набора и устроить громкую премьеру, — говорит г-жа Апексимова «МК», — но... но у театра должен быть свой путь, а звать звезд — повторение.

— Сколь вообще важно «взращивать» молодую режиссерскую поросль?

— Тут двойной эффект. Для актеров — это новый опыт работы с совершенно разными режиссерами, а для самих режиссеров — опыт работы с труппой театра на Таганке. И дай Бог, чтобы из молодых ребят, которые приходят к нам на этот проект, выросли большие мастера. Это «театр на вырост», как сказал мой советник по творческим вопросам Видмантас Силюнас. Если из ста эскизов получится десять новых премьер — это уже прекрасный результат.

В двух словах — в чем суть. На первом этапе «зачатия» рассматриваются заявки режиссеров, претендующих на участие в эксперименте. Потом каждый из них неделю работает с труппой — идут читки, первые этюды. Через неделю с «голым спектаклем» без декораций, костюмов, лоска и купюр артисты выходят на зрителя. И зрители, отсмотрев материал, с экспертным советом решают — стоит ли продолжать?

Вторая стадия более ответственная. Тут уже практически полноценный репетиционный период, прорабатываются значительные куски сцен etc. Актеры и режиссер плотнее чувствуют друг друга, «сродняются». Опять же — суд зрителей и Совета, их мнение: быть — не быть? Третий этап — финальная отточка уже утвержденного спектакля.

Режиссерами самой первой лаборатории стали: Семен Серзин (род. в 1987-м, руководитель «Этюд-Театра» в Санкт-Петербурге) с «Землей Эльзы» Ярославы Пулинович («в пьесе есть экзистенциальное начало: конфликтная природа — проблема «отцов и детей» — здесь прогрессирует в вечную тему, когда отцы по сути становятся детьми своих детей»); Глеб Черепанов (в 2010-м окончил Щукинское, режиссер «Табакерки») с «Драконом» Шварца («главная тема пьесы — внутреннее рабство, ведь Дракон — это мы, он вовсе не снаружи, но внутри нас; и даже умирая, он тут же возрождается снова, в новом обличье»); Александр Баркар (род. В 1981-м в Луганске) с «Вием» Гоголя («Есть возможность на основе классического текста создать энергетически мощный спектакль по духу близкий к рок-опере»); Валерия Суркова (род. В 1977-м в Юрмале) с «Золотым драконом» («сегодня эта пьеса Роланда Шиммельпфеннига — повод поговорить артистам со зрителями на важные темы, повод посмеяться над ними и попытаться разобраться в них, используя уникальную конструкцию текста»).

— Возможность следить за «историей рождения», несомненно, привлечет нового зрителя в театр, — продолжает Ирина Апексимова, — а живой театр — наша главная цель.

А Елена Груева (директор творческих проектов Театра на Таганке) добавляет:

— «Репетиции» — это по сути режиссерская лаборатория, цель которой познакомить труппу Театра на Таганке с новым поколением режиссеров самым, как нам кажется, плодотворным методом — опытом совместной работы. Подобные лаборатории уже несколько лет идут по всей стране и помогают недавним выпускникам находить общий язык со сложившимися профессиональными трупами. В последние сезоны и в некоторых театрах Москва (РАМТ, МХТ им. А. П. Чехова, например) проходят такие эксперименты. Однако только Театр на Таганке рискнул сделать их регулярными (в течение сезона 2015/16 года предполагается проведение не меньше восьми сессий), превратив в основной инструмент формирования нового репертуара малой сцены легендарной «Таганки».

— Вы проводите кастинг или открытый конкурс на участие в проекте?

— Нет. Мы приглашаем тех молодых режиссеров, чей талант для нас очевиден, и чьи первые шаги в профессии нам показались наиболее интересными. Среди них есть и «опытные» участники других лабораторий, и те, чьи спектакли уже завоевали призы разных фестивалей, и те, для которых «Репетиции» станут дебютом на профессиональной сцене. Еще раз подчеркну — наш проект не соревнование, а возможность для актеров найти «своих» режиссеров и понять, как их новые союзы воспринимаются публикой. И, главное, мы очень надеемся, что наш проект поможет раскрыть творческий потенциал труппы «Таганки», которую собирал Юрий Петрович Любимов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26921 от 25 сентября 2015

Заголовок в газете: «Репетиции» — лекарство от скандалов на Таганке

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру