Еврейский музей не случайно пригласил Аниша Капур в Москва. Он вписывается в музейную концепцию по всем параметрам. Во-первых, потому Центр толерантности взял курс на представление современного искусства в своих стенах, а кто, как не новатор Капур, может быть более современным и актуальным. Во-вторых, по этническим соображениям: отец уроженца Бомбея — индус-пенджабец, а мать — багдадская еврейка. Капур без сомнений принял предложение. «Я давно хотел побывать в Россия, здесь меня привлекает древняя культура в сочетании с современным духом, ведь эта страна — родина авангарда», - признался он на пресс-конференции, устроенной перед показом.
Вопросов к художнику накопилось не мало, особенно в свете недавнего скандала, разгоревшегося вокруг выставленной в версальском парке гигантской инсталляции «Грязный уголок»: она представляет собой огромную воронку из ржавого металла, напоминающую трубу граммофона, установленную среди валунов (занимает площадку 60 на 10 метров, для создания потребовалось 500 тонн камней. Капур любит масштаб). Вандалы дважды покусились на инсталляцию, получившую в народе название «Королевская вагина» (из-за того, что в одном из интервью художник описал ее, как «Вагину, захватившую мир»). Не успела инсталляция простоять и месяца, как в июле ее забрызгали желтой краской, а в сентябре исписали антисемитскими надписями. После чего полосы местных изданий облетели заголовки вроде: «Гигантская вагина в Версале всколыхнула Францию». Аниш Капур с неохотой комментирует ситуацию:
- Граффити, которые были сделаны на моей работе, я решил оставить. Я не хочу делать вид, будто их не было. И вышла странная ситуация: французские депутаты привлекли меня к суду, заставив через него убрать надписи. Как будто это я продвигаю антисемитизм. Это странно: все равно, что сказать изнасилованной девушке, что она сама виновата в совершенном над ней насилии.
Впрочем, за свои работы в России художник не опасается.
- Вопрос на другую тему: недавно вы вместе с Ай Вэйвэем участвовали в шествии в поддержку мигрантов, которые сейчас наводняют Европу. Не разделяете ли вы опасений Александра Сокурова по поводу этих стихийных процессов?
- Нет. Мы все в каком-то смысле мигранты: если вспомнить историю, то мы когда-то пришли из Африки. Люди, которые решаются покинуть свой дом, очень мужественные. И надо сказать, они действуют очень изобретательно, когда едут в Европу, можно сказать, что это в каком-то смысле творческий акт. Думаю, европейской культуре ничего не грозит.
Разговор продолжился уже на экспозиции. Центральное место в ней заняла инсталляция «Моя алая родина». Созданная из кроваво-красного воска работа напоминает вулканический кратер. Только в его центре не лава, а огромный металлический куб, который очень медленно движется по кругу, оставляя после себя идеально ровную поверхность. «Родина» напоминает и окровавленное мясо, ассоциирующееся с бесконечной болью, и гигантский бассейн (30 метров в диаметре!) вишневого мороженного, которое так и хочется попробовать, это чувство словно возвращает в детство. Похоже, такого двоякого эффекта художник и добивался.
А что для вас родина? - спросили Капура.
- Для каждого из нас понятие «родина» существует на разных уровнях. Для меня — это Индия на одном уровне, а на другом — все, что угодно. Родина на первом уровне — то, что мы наследуем. Это родина нашего тела. Эта идея в моей работе передана в плотском характере, она даже кровоточит. С другой стороны — в ней как будто ничего не происходит, она медленно идет по кругу.
Напротив «Родины» другая известная инсталляция Капура: тонкая зеркальная пластина, изогнутая как S. В стали мир отражается загадочным образом: где-то переворачивается с ног на голову, где-то сжимается или, наоборот, расширяется. «Это селфи-объект», - полушутливо говорит художник. - «На его фоне хорошо фотографировать. А если серьезно, то здесь для важно отношение с пространством, вы как будто в него падаете». Так и есть.
Следующий объект — желтая вогнутая во внутрь сталь — тоже обладает особенным эффектом: не только визуальным (хотя и он есть — желтый насыщенный цвет словно поглощает тебя), но и акустическим. Если встать напротив объекта по центру, то твой голос становится будто металлический, разносится эхом в собственной голове. Четвертый объект «Твое тело, мое тело» опять же — магнетический. Это темно-синий прямоугольник с трехметровым углублением внутри. Стоя напротив впадины, появляется ощущением, что перед тобой черная дыра, которая неумолимо затягивает. Таких гипнотизирующих эффектов в каждом объекте Капур во многом добился за счет цвета, тщательно подобранного и выверенного. Сам художник так пояснил свои творения:
«Все эти работы о создании произведения. Они являют собой акт создания, но кажется, будто руки к ним никогда не прикасались, будто они они созданы сами собой. Этого я и добивался. Вы смотрите на желтую пустоту: это пространство, которое одновременно является пустым и заполненным. Или на синее: это измерение и отрицательное, и положительное, пустой объект и в тоже время наполненный, положительный и отрицательный, показывающий форму и ее отсутствие — то, что меня интересует в скульптуре. Качество и специфика цвета дает возможность передать ощущение — здесь и не здесь».