Первой неприятной «ласточкой» для любителей книг стало закрытие отделов именно в Московском доме книги. 30 марта одновременно прекратили работу отделы в четырех из пяти магазинов, торгующих букинистикой: в Доме технической книги, в Доме книги на Фрунзенской (бывший Дом медицинской книги), в Доме книги в Отрадном и в Доме книги на Преображенке. В конце 2013-го был закрыт популярный у москвичей отдел в Доме книги в Медведково. Любителям букинистики оставили только отдел в центральном магазине сети — Доме книги на Новом Арбате.
В остальных магазинах всем сдавшим книги на продажу предлагалось их забрать. Торговые точки просуществовали до конца месяца, а потом закрылись. Все, кроме одной: Дом технической книги на Ленинском проспекте решили не закрывать. Он существует до сих пор, оставаясь единственным букинистическим магазином с техническими книгами на всю многомиллионную Москву.
О причинах такого решения руководство магазина предпочитает не распространяться. Как только услышали тему разговора, с нами сразу прекратили общение. В самих же магазинах ситуация не лучше. Сотрудники сохранившегося отдела на Новом Арбате о причинах действия со стороны руководства не знают. Мы попытались узнать у самих букинистов, что они думают о закрытии крупнейших точек.
«Закрылся, видимо, потому что нерентабельно, проще забить все новыми книгами. Это целая проблема: проще сдавать в аренду, продавать новые книги и сразу получать прибыль», — рассказали нам в магазине «Параграф». Впрочем, так думает большинство продавцов книг.
«Почему закрылся магазин в Отрадном? Там народ раньше сметал все книги с полок. Но внезапно произошло подорожание на 50% — и продажи упали. Здесь вопрос исключительно компетентности менеджера», — пояснил нам один из букинистов.
Тем временем москвичи продолжают бороться за букинистические магазины. В Интернете размещена петиция, в которой жители города просят вернуть книжные отделы. Но пока их просьбу никто не слышит.
Ситуация на Арбате, где букинистические лавочки были частью истории улицы, ничем не лучше. В магазинах на пешеходной улице особая атмосфера: старые книги покупаешь так, будто забираешь из приюта бездомного щенка. Хотя такие теплые чувства питают не все.
— Почему убрали торговые точки? Громко хлопали страницами! — сотрудник магазина на Арбате продолжил поправлять книги, разговаривая с нами. — Мешали жителям. К нам в магазин привезли остатки книжных развалов, которые стояли раньше на улице. Кто выжил — оставили книги у нас, кто нет — те вообще пропали.
И действительно, этот небольшой магазинчик доверху забит книгами: и старыми, и новыми. А настоящая причина ухода их владельцев с Арбата более тривиальна — у продавцов попросту закончилась лицензия на торговлю. «По конкурсу у нас было разрешение на торговлю до июня 2015 года, — рассказал один из покинувших Арбат букинистов Юрий Лучников. — Когда оно закончилось, все точки попросту закрыли, а пешеходная зона отошла Департаменту культуры».
Продлевать договор с книготорговцами чиновники не стали, и, по словам букинистов, право торговать на Арбате скоро будет разыграно на торгах, принять участие в которых сможет любой человек, даже не имеющий отношения к книжному делу. На тот момент в Центральном округе на торги было выставлено чуть более тысячи точек мелкорозничной торговли. Часть из них когда-то принадлежала букинистам.
В других магазинах нам подтвердили, что букинисты намерены вернуться на улицу. «Мы вернемся сюда, мы сейчас все силы на это бросили», — пояснили нам. Но только для триумфального возвращения одного желания теперь уже мало. С 1 июля в Москва начал действовать торговый сбор, который может не только не пустить букинистов обратно на Арбат, но и привести к закрытию уже существующих магазинов.
По закону московские церкви, музеи, театры от уплаты сбора освобождены. Не будут его платить и продавцы кваса и мороженого. А вот продавцам книг придется раскошелиться. При этом если на периферии города продавцам киосков и палаток придется заплатить до 40 тысяч рублей, то в центральных районах эта сумма составит 81 тысячу.
Конечно, радостной эту новость букинисты не назвали, но некоторые предпочли не впадать в панику. «Сказать, что этот сбор стал смертельным, я не могу. Маленькие точки с оборотом в несколько тысяч рублей в день, конечно, почувствуют на себе утяжеление. По моему мнению, на точках с оборотом где-то в 2,5 миллиона рублей он не сильно скажется. Если подходить к этому с калькулятором в руках, грамотно и знать систему налогообложения, то выжить можно», — пояснил «МК» Юрий Лучников.
По словам букиниста, этот сбор — попытка вывести из тени фирмы, которые не платят налоги и доход которых сложно отследить.
По нашим данным, средства с букинистов пока еще не взимаются. «На работе нашего магазина торговый сбор пока никак не сказался, — рассказала нам сотрудник единственного в Москве букинистического магазина иностранной книги «Универсум» Елена Маркина. — Мы уже подали все документы в управу, но они там пока еще даже не знают форму, по которой будут рассчитывать».
Пока же букинистическое сообщество готовится понести потери. Небольшие магазинчики, которые были не только точками торговли, но и «клубами по интересам» для москвичей, могут прекратить свое существование. При этом букинистических магазинов в Москве и так немного. По данным букинистов, официальных магазинов не больше десяти. Кроме того, часть магазинов предпочитают торговать через Интернет.
— Книги не приносят большого дохода. Мы сейчас живем за счет продажи антикварных предметов быта. Вообще торговля какими-то бытовыми вещами началась давно, когда люди начали эмигрировать на Запад, сдавали вещи в комиссионку, все это постепенно расширялось. Сейчас многие магазины совмещают букинистику и антиквариат, чтобы выжить, — пояснила Елена Маркина.
При всех этих не столь благоприятных условиях работы букинисты продолжают скупать книги. Но просто так снять книгу с домашней полки и отдать продавцу не получится. «Сейчас желающих продать нам книги в разы больше, чем желающих купить. Я получаю по 10 звонков ежедневно и в большинстве случае отказываю, так как это, как правило, стандартный набор. С 1918 по 1982 год было издано 57 млрд книг, и 30% из них — пропагандистская литература. Были огромные тиражи Толстого: «Анна Каренина», «Война и мир». Конечно, я не могу отказаться от трехтомника Пушкина, который вышел тиражом 15 млн экземпляров. Но некоторые пытаются сдать нам макулатуру. У меня на складе где-то 250 тысяч книг, и я вынужден отказываться, если нет золотых самородков», — говорит Юрий Лучников.
Не всякую книгу примут и в букинистический магазин иностранной литературы. По словам Елены Маркиной, к ним люди приносят книги не часто, альбомы приносят где-то раз в два месяца. Магазин берет только то, что можно продать. В основном это английская художественная литература, американская, французская, книги по искусству и фотографии. С каждой продажи люди получают 35 процентов.
Конечно, низкие цены стимулируют жителей города покупать у букинистов. Чаще всего в специализированные магазины заходят студенты, которым нужна редкая книга. Не обходят магазин стороной и пожилые люди, которым покупать новые дорогие книги просто не по средствам.
Так что если ставить вопрос ребром: «Нужны ли букинистические магазины», то ответ один: «Нужны». В целом власть пытается поддержать такую торговлю. Ранее председатель Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксанов сообщал, что Госдума до конца года может принять законопроект о льготах на аренду для книжных магазинов. Размер льгот пока не определен. Можно помочь книготорговцам и проще.
— Букинистам бы помогло снижение арендной платы. Можно просто разрешить уличную торговлю, а для этого почаще устраивать ярмарки выходного дня. Некоторые люди сами бы выходили на улицу и торговали, — считает Елена Маркина.