Ярославль по московским меркам городок небольшой, по числу жителей сравним с Мытищами, а театральные амбиции у него столичные. Амбиции для Театра Волкова не пустой звук, а конкретные действия и дела. В данном случае это открытие театрального сезона большим фестивалем (за двенадцать дней 16 спектаклей от 14 российских и зарубежных театров), куда приезжают главные столичные премьеры. Например, «Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым и Натальей Теняковой в главных ролях. А вот и сам глава Московского Художественного выходит на сцену, чтобы дать отмашку: «Объявляю открытым. Поехали!» Ценно: у него самого спектакль только на следующий день, но он шесть часов по пробкам добирался до Ярославля, чтобы своим авторитетом поддержать первый русский театр и фестиваль.
— У меня четыре крови, — говорит Табаков, — русская, украинская, польская и мордовская. Ваш город как раз по дороге на Мордву.
Церемония открытия красивая и фрачная — в том смысле, что молодые актеры, занятые в ней, одеты в элегантные фраки. Чиновники — губернатор Ястребов, зам. министра культуры Журавский — кратки в своих речах; лауреаты премии Волкова — артисты из Воронежа, Самары и Мичуринска, не избалованные наградами, — волнуются. Актриса из Мичуринска (маленькая такая, трогательная) читает Сумарокова, почему-то «На смерть Волкова». Но, как ни странно, высокопарность стиха корреспондируется с сутью первой акции Волковского фестиваля — «Перезвонами» Валерия Гаврилина в постановке молодого режиссера Дениса Азарова.
«Симфония-действие» — так назвал свое произведение композитор. Меломаны привыкли видеть его обычно на афишах филармоний, и вот оно впервые на театральной сцене, к тому же исторической. Около ста певцов двух хоров — Московского областного хора им. Кожевникова и капеллы «Ярославия» — так заполнили сцену, что музыканты с трудом устроились в «карманах». На авансцене актеры и танцоры с молчаливым действием: путь разбойника от рождения до смерти. Названию «Перезвоны» сопутствует строчка «по прочтении Шукшина». Однако шукшинских текстов в симфоническом действии нет, но использованы тексты Владимира Мономаха.
Таким неожиданным для многих открытием Волковский фестиваль задал высокую планку прежде всего самому себе. Директор театра Юрий Итин комментирует:
— Ярославский зритель привык к тому, что на сцене Волковского театра дешевки быть не может. Независимо от жанров и вкусов мы отвечаем за качество продукции. Нас оценивают строго, и всегда есть вопросы «почему вы привезли это, а не то». Для нас принципиально, что московские премьеры этого сезона — «Юбилей ювелира» МХТ или «Свадьба Фигаро» Большого театра — должны быть у нас. И они здесь.
Фестиваль, как и велел Табаков, поехал, а Театр Волкова параллельно уже запустил в производство пять новых спектаклей. Для небольшого города это круто. Но планка-то заложена еще больше ста лет назад амбициозными ярославскими купцами, которые вдруг решили построить в провинции театр на тысячу мест. Правда, театр в то время давал для публики семь спектаклей в месяц, а нынешний работает по стандартам столичного — 27 спектаклей в месяц. А что делать, раз считаешь себя первым?