Последний раз Вахтанговский был во Владикавказе 38 лет назад — привозил свой фирменный спектакль «Принцессу Турандот». С тех пор много воды утекло — нет прежней страны, в репертуаре Вахтанговского нет «Принцессы Турандот». Родовой дом создателя театра — в самом центре города, напротив армянской церкви — находится в запущенном состоянии. А дом предков Рубена Симонова, продолжателя дела Вахтангова, вообще разрушен.
Из досье «МК»: Евгений Багратионович Вахтангов родился во Владикавказе в 1883-м году в семье табачного фабриканта. Вместо того, чтобы продолжать прибыльное дело деда по линии матери, увлекся театром. Перебрался в Москву, где сначала закончил университет, юридический факультет, но жизнь свою посвятил театру. Работа в Художественном у Станиславского, создал студию, из которого вырос театр, ставший с 1926-го года носить его имя.
- Мы обратились к руководству региона и мэрии Владикавказа с предложением, чтобы в родовом доме Вахтангова создать театральный центр и музей (его, между прочим) до сих пор нет в городе. — говорит директор Вахтанговского Кирилл Крок. — Для этого что нужно? Расселить семьи, которые до сих пор здесь проживают, не знаю сколько их. А все остальное — реконструкцию, наполнение содержанием — сделаем мы. Все расходы театр, разумеется, возьмет на себя.
Идея безусловно хороша и у Вахтанговского, как финансово успешного театра, средств хватит, но насколько это по силам для городских властей? Сколько сегодня семей живет в двухэтажном домике из светло-желтого кирпича, что на углу улиц Армянской и Баева? Каково его физическое состояние? Отправляюсь с инспекцией: маленький тесный дворик некогда богатого дома табачного фабриканта пребывает совсем в неприглядном виде — асфальт весь в колдобинах и дырах, стены обшарпанны, лестницы на второй этаж кривые. Женщина вышла во двор и ворчит: «Уж сколько раз мы обращались к властям, ответ один — денег нет, делайте все за свой счет. А не у всех есть деньги». И это чистая правда — например, зарплата ведущего (!!!) артиста в русской драме — всего 14 тысяч с копейками, а у кого-то вообще 5-7 тысяч. Какой на фиг «за свой счет» — тут людям прокормиться бы.
Как мне удалось выяснить, в доме Вахтангова (мемориальная доска подтверждает, что он «деятель советского искусства) на сегодняшний день проживает всего 8 семей. Еще есть арендатор — кафе. Первое название общепитовской точки вообще было арабское, но владельца устыдили именем Вахтангова и посоветовали назваться «Турандот».
- А вы согласились бы уехать из дома при условии, если вам дадут отдельную квартиру? — спрашиваю у нескольких жильцов. Ответ однозначный: “Конечно, если не на окраину из центра переселят. Мечтаем». Вот Александра Федоровна здесь живет 61 год, она показывает мне квартиру — две большие комнаты, а перед ними небольшая галерейка с кухней и санузлом.
— Господские покои были на втором этаже, — поясняет она, а здесь табачный магазин находился, контора дела вела. Мы то своими силами ремонт делаем, вот отопление провели — теперь тепло, а в других...
В других и пол провалился, и трещины пошли. Стыдно как-то перед человеком, который пользу принес Отечеству и потомкам.
Новый мэр Владикавказа Сергей Дзантиев сказал, что всецело «за», но в городском бюджете они не смогут найти денег на расселение. Какой может быть выход? Передать дом Вахтангова в федеральную собственность. Вахтанговский Центр городу безусловно нужен: это стало ясно уже с первых спектаклей москвичей. Открылись гастроли «Дядей Ваней» — 159 -й раз уникальный состав актеров в уникальной и даже исторической в судьбе самого театра постановки вышел на сцену национальной драмы.
— Знаешь, вроде давно его играем, но в нем есть что-то такое, отчего не устаешь, — говорит мне дядя Ваня, то есть Сергей Маковецкий. — Не с каждым спектаклем такое бывает.
Играют легко, элегантно, с тонкой чеховской интонацией. Его и других артистов, поклонники ловят артистов перед спектаклем и особенно после. Фото, автографы и селфи, которое, скажем, Маковецкий терпеть не может. Но терпит. Владикавказ не избалован столичными большими артистами: здесь в основном эстрадники. А ведь город театральный хотя бы с точки зрения цифр: на 350 тысяч жителей — шесть театров.
- Что и говорить, принимают нас хорошо, — рассказывает Сергей. — Но у меня страшное впечатление было от Беслана, куда мы сразу заехали из аэропорта. Вот дышать там не можешь, понимаешь?
Беслан — это горе, это ад республики и всей страны на многие годы. Когда туда попадаешь, получаешь нокаут от звенящей тишины над мемориалом с гранитными плитами и стройным рядом детских могилок. А когда вступаешь в спортивный зал с пустыми окнами и дырами в полу, понимаешь, что слова и вся информация, известная на сегодняшний день — пустой звук для сердца. Их счастливые лица смотрят на тебя в упор со стен — вот вся семья в одночасье исчезла — мать-учительница и четверо ее детей. Они улыбаются — снимались-то до...
Трагедия одиннадцатилетней давности не имеет и никогда не будет иметь срока давности, она обрастает подробностями, от которых становится жутко. Когда следователи смотрели записи (их делали террористы), они, сильные, опытные мужики, больше десяти минут не выдерживали, выскакивали из комнаты. Как старшеклассниц насиловали и тут же убивали, как малышей швыряли в кипяток, снимая на камеры... Вот как после этого жить? А играть? Живут, хотя глаза у многих как выжженные.
Параллельно с «Дядей Ваней» на сцене русской драмы, где в 1912-м году попробовал свои силы юный Вахтангов и больше года проработал Михаил Булгаков, вахтанговцы показали два других спектакля — «Ревнивая к себе самой» (Реж. Александр Коручеков) и «Медея» (Реж. Цетриняк). Потом подъехала «Анна Каренина» — большой драмбалет Анжелики Холиной с молодой труппой и Евгением Князевым в роли Каренина. Он говорит мне: «в Щукинском у нас обучалась осетинская студия и считалась едва ли не самой сильной. Талантливая нация». Книжная программа — Людмила Максакова и работники театрального музея презентует свои новые книги: актриса о семье, времени, театре, Наконец приезжает Владимир Этуш (были опасения, что по состоянию здоровья не сможет), чтобы выйти в главной роли спектакля «Дядюшкин сон». А закроют гастроли Василий Лановой с Евгением Князевым, сыграв свой хит «Посвящение Еве».