Шум волн, крики чаек, похожий на пену туман, сильный, но теплый ветер, эклектичная архитектура, многочисленные кафе с морскими гадами и национальной корейской, японской и китайской кухней, везде встречающиеся статуи и изображения тигров — все это стало живой декорацией к V-Rox, создающей особую атмосферу. Повеселил гостей символ фестиваля — краб с гитарой в клешнях на заднике сцен для героев музыкальной программы и с попкорном на афише кинопрограммы, которую в этом году показали на опен-эйре впервые. В одном из городских кинотеатров смотреть гостям предсказуемо предложили картины в жанре аниме, учитывая общую направленность V-Rox. Но правили бал все-таки музыканты. В городе выступило более 300 команд. До позднего вечера самые разнообразные звуки раздавались с 3 площадок: «Звезды» и «Ракушки», расположившихся рядом друг с другом на Спортивной набережной, а также с «Амфитеатра» — более камерной сцены в отдалении. Ночью артисты вместе с публикой перекочевывали в ночные владивостокские клубы, где веселье уже достигало своего пика. Подтверждая статус шоукейс-фестиваля, организаторы выпустили на сцену целую плеяду молодых российских артистов, пока неизвестных широкой публике, но подающих надежды: драматичный, надрывный проект хабаровского мультиинструменталиста и экспериментатора Макса Го Mono Kultur, романтичных «Протуберанцев», сообщество независимых музыкантов из Владивостока Gospel Tramp, команду And…Action!, создающую свои песни с ориентиром на грязные соло Джека Уайта и блюзовые баллады Эрика Клэптона, инди-группу Brave Men Run. Список можно продолжать еще долго. Выступила на V-Rox и уже более именитая молодежь, например — модники On-The-Go, один из самых трендовых и востребованных сегодня коллективов. Хотя некоторые и критикуют его за отсутствие творческой глубины, этим артистам удалось закрепить за собой статус одного из самых успешных современных проектов. Другой «вишенкой на торте» стал Антон Маскелиаде, которого за его способности некоторые слушатели шутя называют «талантливой сорокоручкой». Он стал одним из первых артистов в мире, управляющих видео и музыкой с помощью жестов, используя технологию leap motion. Можно вести споры о том, являются ли инновационные композиции настоящим искусством, но шоу точно впечатляет. К тому же без виртуозов живого звука тоже не обошлось: в гости к владивостокской публике приехали Two Siberians — энергичный и техничный дуэт Юрия Матвеева (электро- и акустическая гитара) и Артема Якушенко (электроскрипка), выделывающих звуковые пируэты, которым завидуют многие другие инструменталисты. Выступили на опен-эйре и Instrumenti из Латвии, инди-проект двух музыкантов с академическим образованием, признанный одним из самых ярких балтийских групп десятилетия. Несколько лет назад широкому слушателю их презентовали Brainstorm. Так что не только талант, но и знаменитые латышские коллеги помогли группе стать популярной.
Из Норвегии танцевальный сет привез Coucheron, «музыку ножевого боя, для тех, кто когда-либо попал под поезд или был подстрелен» (как называет артист свое творчество) — Hanni El Khatib из Америки. Фаворитами стали киргизские рокеры Ginger, легко совмещающие «суровое» звучание с легкими и простыми текстами, а также японцы Love Psychedelico, которые впервые за 15 лет существования приехали в Россию, зато успели добиться успеха на родине, в Тайване и других странах Азии и США.
Небольшой батальон ярких артистов из Эстонии тоже «высадился» во Владивосток. Junk Riot покорили сердца фанатов энергичным сетом и необычным звучанием с резким высоким вокалом. Они уже успели засветиться на нескольких крупных европейских фестивалях, а их песни попали в ротацию на независимые радиостанции США. Их соотечественники создали танцевальный турбо-фолк-рок-коллектив Trad.Attack! и с момента дебюта в 2014 году сумели собрать 7 национальных музыкальных наград. Его участники играют на варгане, волынке, саксофоне, 12-струнной акустической гитаре, барабане и перкуссии — целый букет инструментов. К тому же все они поют.
Из Китай приехали чудаковатые и эксцентричные Second Hand Rose, которые и названием, и всем своим внешним видом хотят показать поклонникам и коллегам, что нужно искать свою индивидуальность и никогда никого не копировать. Другая китайская группа, Nine Treasures, играет фолк-метал. Все ее участники — этнические монголы. Не единственные на фестивале. Непосредственно из Монголии приехали The Colors, которые, несмотря на свой еще юный возраст, уже были замечены более опытными азиатскими, а теперь и российскими коллегами.
«Короли Владивостока»: «Городским музыкантам нужна поддержка»
Символично, что фестиваль открывала задорная группа с гордым названием «Короли Владивостока». Их музыка — бодрый рок-н-ролл с элементами других стилей, впрочем, как говорит солист Паша Шугуров, творчество жителей Владивостока — всегда эксперимент. Сценический образ — под стать песням: нечто среднее между безумным шляпником из «Алисы в Стране чудес» и Элвисом Пресли. Веселый и заводной артист выходит на площадку в красно-розовом модном костюме, с привязанным к спине большим воздушным шаром с изображенной на нем короной и, конечно, надписью — «Короли Владивостока». С лидером команды MegaБит встретился сразу по приезде, забыв про отдых и сон после восьмичасового перелета, и не пожалел: Паша устроил экскурсию не только по всему городу и в старый район на сопках, торжественно возвышающийся над другими его частями, но и в красивейшие бухты в окрестностях — Горностай рядом с поселком Рыбачий, по имени которой был назван один из сайд-проектов Ильи Лагутенко, Стеклянная, на ранее пустынный остров Русский, где все сейчас готовятся к Восточному экономическому форуму в сентябре. Кажется, название свое группа «Короли Владивостока» оправдывает: команду хорошо знают местные жители, на улицах с Пашей здоровается едва ли не каждый второй прохожий, интересуясь, когда будет выступление. Едем сопками, по извилистой дороге вверх, вокруг — бурная растительность.
— Знаешь, что это за изгибающиеся тонкие деревья? Это наши владивостокские дубы так выглядят. Мне они по образу напоминают Илью Лагутенко. Да я и сам такой.
— Судя по названию твоей группы, музыканты из Владивостока — люди амбициозные…
— Вообще все жители Владивостока амбициозны. У них «портовый», открытый характер, и они очень инициативны. Это было особенно заметно в 1990-х, когда в связи с экономическим кризисом большие градообразующие предприятия развалились, многие другие города погрузились в массовую депрессию, а их жители начали пить. Я очень хорошо помню то время: Владивосток не отреагировал на ситуацию подобным образом. У нас тогда тоже закрылись большие порты, ремонтные заводы, но люди сами организовали себе градостроительное предприятие «Правый руль» по торговле подержанными автомобилями. Весь город включился в эту историю, и она стала активно развиваться. Так у нас происходит во всем. Мы — люди действия.
— Как это отражается на музыке?
— Очень сильно. Вся наша музыка — разноплановая. У нас никогда не было русского рока в общепринятом смысле слова (Илья Лагутенко тоже об этом часто говорит), мы всегда занимались другим роком, потому что и слушали несколько иных исполнителей. Рок во Владивостоке всегда был экспериментальным, который делали творческие люди с активной жизненной позицией, постоянной тягой к поиску чего-то нового. Поэтому все группы всегда отличались друг от друга. Однако музыка — это индустрия. У нас всегда было много отличных начинающих групп, которые появлялись вспышками на сцене Владивостока, но без поддержки либо угасали, либо продолжали заниматься творчеством как хобби. Да, по сути, хобби музыка остается для всех наших команд. Кроме «Мумий Тролля», никому из них не удалось вывести свое творчество на бизнес-уровень, чтобы зарабатывать им деньги, даже когда Илья старался помогать. Помню, он поддерживал группу «Туманный стон», которая даже записывалась в Англии, но, по слухам, московские представители музыкальной индустрии в один голос сказали, что одной интересной команды из Владивостока там достаточно.
— А как сейчас идут дела у «Королей Владивостока»? Как вообще ты пришел к этому проекту?
— Я профессиональный художник. Художники всегда тусовались с музыкантами, и я не был исключением, но не погружался глубоко в эту тему, потому что много сил отдавал именно художественному творчеству. Вернувшись после 9 лет обучения в Санкт-Петербург во Владивосток, я стал активно заниматься уличным искусством, был замечен мэром и приглашен на пост главного художника города. Став чиновником, я дал себе зарок, что не буду рисовать сам, потому что, на мой взгляд, неправильно совмещать творчество и организаторскую деятельность: либо ты куратор, либо художник. Но оставшись без творчества, я испытал очень большой стресс и начал довольно сильно пить. Становилось все хуже и хуже, пока в одном из баров мы не встретились с одними музыкантами и я не вспомнил, что есть еще такое направление искусства, как музыка, где можно также самовыражаться и трансформировать негативные эмоции в позитивные. С теми ребятами мы создали еще панк-проект. Это очень помогло мне вылезти из той эмоциональной ямы, в которой я оказался. В этот период я погрузился в музыкальную историю, и в какой-то момент мне стало мало одной «агрессивной» группы, мне захотелось создать команду, которая не просто была бы более позитивной, но и больше ориентировалась на широкого слушателя. Так появились «Короли Владивостока». Мне кажется, «Мумий Тролль» уже «спел» Владивосток таким, каким он был раньше, а мне хочется отобразить в своем творчестве портрет современного города, со всеми его деталями. И эта музыка — о нас, о тиграх, о чайках, о королях… (Смеется.) Мне хочется быть именно Королем Владивостока, чтобы меня знали простые люди. И если нам удастся успешно пройти стадию становления, в следующем году мы забрендируем автобус и отправимся с туром по всей стране — нести нашу владивостокскую идею жителям всей страны.
— Ты уже начал свой «королевский» путь: чуть ли не на каждом здании города — твои арт-объекты.
— Это немного другое — художественная деятельность, здесь я уже профессионал. Я хорошо знаю арт-индустрию в Россия, у меня есть объекты не только во Владивостоке, но и в Москве («Булгаковская Москва» 2014 года — 8 рельефов с изображениями булгаковских персонажей, расположенных в районе Арбата), в Питере. Арт-рынка, как и музыкального, на масштабном уровне в России, по сути, нет, но мне удалось создать его во Владивостоке и за три года вывести уличное искусство на тот уровень, когда профессиональным граффитчикам мэрия официально и за хорошие деньги заказывает большие проекты. Меня хорошо знают во Владивостоке, и это движение поддерживает и молодежь, и люди более зрелого возраста, потому что мы преобразовали город.
— Какие впечатления остались у тебя о V-Rox?
— Я надеялся, что этот фестиваль станет такой же промоутерской площадкой для молодых групп, преимущественно из Владивостока. Думаю, что изначально Илья так же позиционировал опен-эйр, но сейчас я несколько критически отношусь к V-Rox и считаю, что он стал мероприятием, ориентированным на личные вкусы Лагутенко. Это здорово, что здесь есть фестиваль такого масштаба, но, мне кажется, он не отражает в полной мере музыкальную жизнь самого Владивостока. Очень много интересных групп остается за бортом, потому что они не попадают под формат опен-эйра. Я понимаю, что в других городах России он воспринимается с интересом, потому что на нем можно послушать азиатские группы, являющиеся экзотикой для нашей страны, но для этого города и для развития местной музыкальной культуры это значит не много. Хотелось бы, чтобы фестиваль больше поддерживал именно команды из Владивостока.
Южнокорейская «мафия» и вьетнамская королева
Не успел MegaБит освоиться в городе, как оказался в цепких руках музыкантов из Южной Кореи, которых на площадках, пожалуй, было больше, чем артистов из других стран. Познакомившись с одними, остановиться было невозможно: эти ребята оказались очень общительными и тут же стали знакомить «МК» с другими своими музыкантами-товарищами. Самая популярная сейчас в Южной Корее рок-группа — YB. Слушателей они умилили не только старательными и, кстати, весьма удачными попытками петь по-английски без акцента, но и исполнением «Группы крови» на весьма хорошем русском. Легендарную песню своего сородича (Виктор Цой сам был наполовину корейцем) они записали еще несколько лет назад и не могли обойти ее стороной, приехав в Россию. Дрим-поп, пост-рок и электронику играют участники НЕО. Victim Mentality — глэм-металисты, причем гитарист проекта является уже ветераном южнокорейского метала и играл вместе с Iron Maiden и Judas Priest. Однако у MegaБита появились свои фавориты — Rock-N-Roll Radio. На площадке они устроили мощное шоу, полностью оправдав свое название.
— Ребята, как вам V-Rox?
— Мы под впечатлением. Во-первых, нам никогда не доводилось еще выступать в России, к тому же все говорят, что у Владивостока — свой характер. Во-вторых, мы, конечно, не ожидали, что люди здесь так хорошо нас примут. В нашей стране людям важно, как ты выглядишь, и это разочаровывает. Здесь же слушатели концентрируются на музыке.
— Южнокорейский рок-н-ролл — явление особенное. Вам комфортно играть в этом стиле?
— Абсолютно. Хотя мы сами чувствуем, что он очень отличается от европейского рока. В Южной Корее рок — особенная, даже экзотическая музыка, которую слушают не так много людей. Там все в основном слушают k-pop, но он нам не интересен. Мы видим, что в России рок-н-ролл более популярен, значит, нужно возвращаться к вам снова и снова. У нас не было сомнений, что мы хотим играть именно рок-н-ролл, а вдохновляли нас легендарные британцы — Coldplay, Дэвид Боуи, Joy Division, New Order.
— Как возник ваш проект?
— Раньше мы работали вместе и знаем друг друга примерно 10 лет. 4 года назад мы решили создать группу и к этому времени уже так хорошо чувствовали друг друга, что все пошло как по маслу.
«Мафия» из Южной Кореи делила сцену с королевой хип-хопа из Вьетнама: именно так называют хрупкую, но жесткую по манере исполнения девушку Suboi, которая едва ли не единственная читает рэп в своей стране.
— Почему ты начала заниматься хип-хопом?
— Я с 15 лет в этой культуре. Я сразу стала очень много писать. Мои родители меня не понимали. Они спрашивали: «Зачем ты все это делаешь?» Да даже друзья меня не поддерживали. Во Вьетнаме очень маленькое хип-хоп-сообщество. Потребовалось много лет, чтобы хоть как-то его развить, и я надеюсь, сейчас оно уже вышло на международный уровень. У него определенно есть будущее.
— Тебе говорили, что ты похожа на Эминема в юбке?
— Спасибо, это самый большой комплимент, который я могла услышать. Он и вдохновил меня. Кроме того, заслушивая до дыр его пластинки, я училась правильному английскому произношению в рэпе. Это было непросто. Наш язык очень отличается от английского. Но я слушаю не только его, но и многих других современных рэперов, стараюсь следить за тем, что происходит на этой сцене. И очень здорово, что есть не только хип-хоп-фестивали, но и такие опен-эйры, как V-Rox, где представлены самые разные жанры.
— Ты много гастролируешь?
— Да, у меня как раз сейчас был большой тур. Я выступала в Сан-Франциско, Нью-Йорк, Токио и вот наконец впервые добралась до России. Слушатели и артисты здесь очень дружелюбны, даже не понимая иногда, о чем я пою. Если же говорить о месте, где мне больше всего понравилось выступать, это, как ни странно, Южная Африка. После концерта я на 4 дня остановилась в джунглях, и это были незабываемые ощущения.
Новый добрый английский рок
Несмотря на огромное количество азиатских команд, европейскому рок-н-роллу тоже нашлось место на V-Rox. Более того, все же именно британская команда Echotape стала хедлайнером фестиваля. Она возникла в 2011 году в маленьком городке на юге Англии и быстро стала набирать обороты популярности. Музыканты успели проехаться по многим городам и странам, а сразу после владивостокского опен-эйра посетили с двумя концертами и Москву. MegaБит успел пообщаться с солистом Марком еще в Приморье.
— Каково быть хедлайнером этого фестиваля?
— Великолепно. Когда Илья Лагутенко позвал нас сюда, мы были счастливы. Российская публика вообще очень отличается от нашей. В Лондоне слушатели очень холодные, безэмоциональные, на выступлениях нам не хватает живой отдачи, тут мы получаем ее сполна.
— Как ты познакомился с Лагутенко?
— Мы пересеклись в Лос-Анджелесе, где играли с «Мумий Троллем» на одном сборном концерте. Потом мы встретились на подобном мероприятии в Манчестере, пообщались еще поближе, так завязалась идея сотрудничества на V-Rox. Илья просто подошел к нам и сказал: «Ребята, вы должны сыграть на фестивале во Владивостоке».
— Как сейчас, на твой взгляд, развивается рок-движение в Англии?
— Довольно хаотично. Есть много интересных команд, но, например, Лондон — большой город со своими жесткими правилами игры. Часто у музыкантов нет возможности развиваться на родине, нужно много ездить, выступать на европейских фестивалях, чтобы тебя заметили. Но, конечно, прежде всего, чтобы добиться успеха, нужно верить в себя, я в этом убедился на личном опыте.
— Кого тебе самому интересно послушать на этом фестивале?
— Мне очень нравится Hanni El Khatib, он классный, талантливый парень. Еще мне очень понравились ребята из Rock-N-Roll Radio. Мне очень захотелось поехать в Корею после их выступления. Азиатский рок другой, он странный, но есть в нем что-то манящее.
***
Даже британцев покорили музыканты из дальневосточных стран. По лайн-апу и атмосфере V-Rox сильно отличается от других проходящих в России летом опен-эйров. Территория диктует свои условия, да и личность создателя фестиваля Ильи Лагутенко накладывает отпечаток на все происходящее здесь в течение трех дней. Еще одна особенность V-Rox — в том, что помимо концертов и кинопоказов здесь проходят многочисленные лекции на тему музыки, бизнеса и международных отношений. Мультиформатностью опен-эйр напоминает европейские аналоги, хотя и проводится в восточной части земного шара. То ли еще будет.