Наверное, это сегодня единственный театр в Москва (может быть, ещё Вахтанговский — посмотрим), где в день сбора артистов стоят страждущие получить автограф. Скажем правду, немного, но они пришли к Художественному театру за полчаса до объявленного времени «Ч». Первой отлавливают народную артистку Россия Нину Гуляеву — на сегодняшний день у неё самый большой стаж:
— 61-й сезон у меня будет, — смеется Нина Ивановна. Маленькая, глаза светятся, жёлтые брюки, в куриную лапку пиджачок. Если не знать, какая у неё была в последние годы тяжелая жизнь (на руках был тяжелобольной муж, Вячеслав Невинный — М.Р.), то можно сказать, что эта беззаботная весёлая актриса с лёгкой и счастливой судьбой. А она просто сильная и талантливая. — Я в 54-м году пришла, первые роли — бегала среди чёрных птиц в «Синей птице» и играла Серёжу в «Анне Карениной». Помнишь: «Серёжа, мальчик мой, ты думал я умерла?» — «Нет, мама…» Обстановка была, как сказать, домашняя. Да и сейчас тоже — и Нина Ивановна растворяется в толпе артистов.
Зал постепенно заполняется, и вот уже нет свободного места — как на хорошем спектакле.
— Не садись на этот ряд, — предупреждает меня артист, по совместительству человек из администрации Кирилл Трубецкой, — здесь молодые артисты, представлять будем.
Поэтому с удовольствием приземляюсь рядом со Стасом Дужниковым, который говорит мне, что он может служить отличной рамой. Ещё бы: в «раме» — 1 м 92 см, вес солидный, но артист с ним борется волевым усилием, подавляя желание хорошо поесть.
— Ты как лето провел?
— Снимался, под Ярославлем. Все на югах снимаются, а я на север продвигаюсь — и показывает в айфоне отснятые церкви (снаружи и изнутри) в городе Тутаев. — Город этот (Романов — Борисоглебск) переименовали в честь бойца, расстреливавшего священников. Как это можно? Потрясающие церкви, есть одна, которую 320 лет не закрывали и там самое большое изображение лика Христа. Входишь, а он на тебя смотрит, хотя местный священник мне рассказывал, что не каждый его видит. Представь, 2,5, кажется на 2 метра, а не всякий его видит — для некоторых он просто чёрный квадрат.
— Такой Малевич, да?
— Ну да. Смотри, какие потрясающие фрески, слава богу, сейчас начали реставрировать.
Седьмой ряд занимает иконостас Художественного — Мягков, Мирошниченко (открывает свой 50-й секзон), Любшин, Киндинов, Чиндяйкин, Гуляева. Шумно и эффектно («Здравствуйте, товарищи артисты») входит Наталья Егорова — прекрасная актриса среднего поколения. Чуть дальше молодежь, новобранцы (среди них и Павел Табаков). На галёрке (середина амфитеатра) актер и ректор школы-студии Игорь Золотовицкий, актер и режиссер (а теперь и руководитель студии) Дмитрий Брусникин.
Вдруг марш из «Трех сестер» — это знак, что в зал входит начальство. Правда, начальство легкомысленно пританцовывает в ритм мелодии и садится за стол по центру. Речь Олега Павловича кратка, образна и примечательна не только содержанием, а его комментариями к им же сказанному.
— Дорогие (пауза) мои (пауза) подельники! (смех, аплодисменты). На открытии у нас будут показаны премьерные спектакли — на маленькой сцене Миша Рахлин ставит «Испанский вечер», естественно Рыжаков с «Иллюзиями жизни». А на основной покажем «Юбилей ювелира».
Не сбор труппы, а отдельный спектакль, где в главной роли Табаков. Сначала Олег Павлович с серьезным лицом читает по бумаге без пауз (смешная абракадабра получается), виртуозно пародируя всяких докладчиков — зал валяется. Галёрка — комментирует, Табаков — отбивает «пасы», болельщики ревут от восторга. Свободная в своём волеизъявлении и избавлении от издержек профессии (как-то плохо контролируемая зависть, недовольство) наблюдается атмосфера.
Табаков переключается на серьезную ноту:
— Какие все-таки нахалы русские артисты. За последние сто лет они всего один памятник поставили — Александру Николаевичу Островскому. А вот те трое, которым мы поставили памятник у «Табакерки» (я говорю о Розове, Володине и Вампилове) — они же сорок лет скольких людей своим трудом кормили! Или Владимир Иванович Немирович-Данченко: ему было не додано при жизни. А он вкалывал, вкалывал, и за три месяца до смерти открыл школу-студию. Если бы он этого не сделала, значит, не было бы Олега Николаевича (Ефремов), Тани Дорониной, Гали Волчек, Олега Борисова, Олега Басилавшвили и так далее. На мой взгляд, это такое бесценный поступок. Вот теперь памятник ему стоит в начале Камергерского.
О премьерах нового сезона:
— Мы станем центром большого мирового интернет-проекта «Чехов жив». Ну, а потом пойдёт уже серь-ёзз: премьера «Мушкетёры» — сочинение Кости Богомолова. Если б было известно, что Богомолов сделает, то и других спектаклей не нужно. Но поскольку не знаем, у нас будет ещё долгожданная премьера Саши Огарева «Правда хорошо, а счастье лучше», там заняты ветераны с молодой, я бы сказал, юношеской душой. Надеюсь, состоится премьера авторского спектакля Саши Молочникова (молодой актёр МХТ) с традиционным названием «Бунтари». Посмотрим, как бунтарит. Как солидный человек он уже засветил себя. Премьера «Макбета» в постановке главного режиссера Старого театра из Кракова Яна Кляты. А вы знаете, что в Англии эта пьеса считается проклятой, они даже её «Макбетом» не называют. Рыжаков будет ставить «На дне». А на малой сцене человек с громкой фамилией Франдетти сделает музыкальный спектакль по роману «Гордость и предубеждение». Певцов у нас много. После «Конька-Горбунка» что мы — спеть ещё не сможем?
— Сможем! — голос из зала и кто-то даже пытается петь, даёт петуха.
Табаков:
— Как говорится, планов громадьё, работой никто не обижен, ну и я себя не обижу. Да-а-а. Разные, понимаете ли, предложения поступают, естественно, с главными ролями.
Представляет новобранцев: три из ГИТИСа, два из колледжа — один из них Павел Табаков. Комментарий отца таков: «Сын актрисы подвального театра Зудиной, но зачислен он в подвальный театр. Так что тут никакая родственность не пройдет». Ещё поздравил с юбилеем музыкального руководителя МХТ Василия Немировича-Данченко (внук) и семейную чету молодых актеров, у которых десять дней назад родилась дочь. Когда обнаружилось, что пара на сборе труппы отсутствует, нисколько не обиделся: «Спят, наверное. Значит, девчонка горластая». Информация о продаже билетов в МХТ всех порадовала — от 80 до 100 процентов на спектакли. На всё, про всё у Табакова ушло 22 минуты. На сегодняшний день — это рекорд.