«Владивостокский рок» с японско-китайским привкусом

Фестиваль Ильи Лагутенко V-RОХ сближает Россию с Азией

Лидер группы «Мумий Тролль» — сегодня один из самых активных и креативных (не побоюсь модного слова) музыкантов. Он презентовал свой сайд-проект KETA в Московском планетарии, записывал пластинку в кругосветном путешествии на паруснике «Седов», а последний альбом «Пиратские копии» выпустил в двух экземплярах: на русском языке — в исполнении своей команды и на японском, китайском и монгольском, с необычными каверами на хиты «МТ», — в исполнении актуальных азиатских групп.

О достижениях знаменитой рок-группы «МК» разговаривал с Ильей не единожды, а на этот раз встретился с ним, чтобы узнать побольше о фестивале V-ROX («Владивостокский рок»), ежегодно проходящем на его родине во Владивостоке и куратором которого он является. Лагутенко рассказал MegaБиту, почему важно налаживать связи между Россией и странами Азии, чем его детище отличается от других российских опен-эйров и почему важно сочетать музыкальную программу с образовательной.

Фестиваль Ильи Лагутенко V-RОХ сближает Россию с Азией
Фото: пресс-служба Фестиваля V-RОХ

— Международный фестиваль, который бы проходил в моем любимом российском городе, был давней мечтой. Я всегда думал, что у Владивостока большой потенциал для того, чтобы быть связующим звеном между Азией и Россией, и один из способов реализовать его на международной арене — это такой универсальный медиум, современная музыка.

Бывая на многих фестивалях в России и за границей, я понимал, что у нас в стране нет формата шоу-кейса, своеобразной ярмарки музыки сегодняшнего дня, который был бы полезен отечественным музыкантам и широкой публике, задающейся вечными вопросами о месте русскоязычной современной музыки в мире и возможных путях развития внутренней региональной сцены. «Рок Владивосток», или V-ROX, — как раз про это. Не только место встреч и городской фестиваль, но и международная конференция по проблемам музыкальной индустрии в частности и современного культурного менеджмента вообще.

Казалось бы, от Владивостока рукой подать до большого мира и рынков стран АТР, где бурлит своя занимательная творческая жизнь, и жители Приморья более, чем кто-либо, подготовлены с точки зрения восприятия этой новой реальности, чтобы суметь эффективно интегрировать ее в свою жизнь.

— Какова главная концепция V-ROX?

— Я задумывал его как фестиваль открытий музыки из Россия и стран АТР — не только для горожан, но и для изучения ее потенциала для мирового музыкального рынка через прямое знакомство с азиатскими, американскими, австралийскими артистами и промоутерами.

Наш фестиваль стал первым в своем роде в России, куда приезжают не только начинающие артисты, но и региональные суперзвезды из стран АТР, а также международные профессионалы — директора фестивалей, концертные агенты и продюсеры, послы и даже министры. Для молодых музыкантов — это редкая возможность показать себя и свои творческие амбиции, получить советы и обратную связь о своих проектах. После фестиваля группы, которых заметили, получают приглашения поехать в совместные туры, выступить на зарубежных фестивалях и т.п.

А главное, конечно, — музыканты встречаются друг с другом и публикой в реальном мире: фестиваль — это площадка и «кипящий котел» для возникновения новых идей и будущего общения. Собственно, такой вот музыкальной «дипломатией снизу» мы и подтвердили статус открытого порта Владивосток.

— В чем главное отличие V-ROX от других летних фестивалей, проходящих в России?

— Это единственный фестиваль, на котором можно услышать в таком количестве актуальную азиатскую музыку. Владивосток ближе всего к странам АТР, а раньше мы даже не знали, что происходит у наших соседей на расстоянии часа перелета. Еще, конечно, это формат «шоу-кейса» — образовательные конференции, обсуждения и непосредственное общение с теми людьми, которые руководят лейблами или занимаются промоушном, где музыканты могут напрямую завязывать свои деловые контакты. К нам приезжают, например, букеры и крупнейшего японского фестиваля Summer Sonic, и корейского Pentaport, и российских «Нашествия» и «Кубаны». Благодаря V-ROX c ними можно встретиться лично и обсудить свои планы.

Все мероприятия бесплатны и открыты для широкой публики. V-ROX по своей природе абсолютно некоммерческая идея: мы не получаем внешнего финансирования от госструктур, мы не продаем билеты. Он существует сейчас, потому что в него верю я, моя команда и наши единомышленники, которых становится больше с каждым годом. Вместе мы хотим дружить и делать новые открытия, создавать настроение, которое бы оставалось в городе еще надолго. И атмосфера, которая создается на фестивале в приморском городе, — совершенно особая. Музыка, море, свобода! Ведь дневные концерты проходят на набережной города, у самого синего Японского моря. Весь Владивосток в это время меняется, начинает бурлить, ярко реагировать на музыкальные выступления…

— Как происходит отбор участников? И где вы находите иностранные команды, представленные на фестивале?

— В течение года на сайте V-ROX существует система онлайн-подачи заявок для всех желающих со всей России и мира. В прошлом году их было несколько сотен, в этом — несколько тысяч. Причем география стала шире: в этом году заявки пришли из африканского Судана и забайкальского Райчихинска.

Последние три года я делаю презентации V-ROX и рассказываю о Владивостоке на зарубежных фестивалях и конференциях, во время гастролей и просто при личных знакомствах и в Интернете. Есть группы, с которыми мы уже дружим и общаемся, кто-то рассказывает об интересных музыкантах. Так называемое сарафанное радио иногда гораздо лучше работает с точки зрения репутации. Люди склонны верить эмоциям своих друзей больше, чем миллионам ссылок в Интернете. Мы наладили совместные программы отбора с несколькими СМИ, посетителями концертов в «Мумий Тролль Music Bar» во Владивостоке и Москва. Мы намеренно работаем с разными форматами, чтобы создать по-своему уникальную палитру выступающих.

Для многих участников фестиваля визит во Владивосток был их первым в Россию вообще. Для многих музыкантов из Сибири и Урала это было их первое путешествие к морю. Примечательно, что с известной японской группой Ego Wrappin` мы вели переговоры почти семь лет, чтобы сделать возможным их визит в Россию. По приезде они признались, что просто никогда не задумывались, что от их родного Токио нас отделяет всего лишь час лета на самолете. Кстати, есть уже музыканты из Европы и Центральной части России, которые планируют свои приезды во Владивосток вместе с последующими выступлениями в Китай и Корее.

— Кем и чем вы планируете удивить гостей фестиваля в этом году?

— Разнообразием музыки и неожиданными географическими открытиями. Выступлением во Владивостоке закончит свой юбилейный тур культовая японская группа Love Psychedelico, с которой, кстати, выступит легендарный мультиинструменталист Такахаси, основатель известного россиянам Yellow Magic Orchestra, основоположник синтипопа и техно-музыки. Корифеи и главные звезды корейского рока YB, у которых в репертуаре есть песня российского автора — Виктора Цоя. Новое поколение корейских рокеров — Rock-n-Roll Radio, AZbus, Phonebooth. Для любителей рэпа — вьетнамская исполнительница Suboi. Наши соседи с северо-востока Китая — Second Hand Rose и Nine Treasure, каждый из них свой тяжелый рок исполняет на исторических диалектах китайского в почти театральной постановке; восходящая звезда горячо любимого в нашей стране североамериканского блюз-рока Hanni El Khatib; московские модники On-The-Go и Mana Island, интернациональный дабстеп от «российских производителей» OIKI и DZA; целый десант прогрессивного джаза от МУЗЭНЕРГОТУР-фестиваля, что заканчивает свое путешествие на V-ROX после полусотни городов России…

Всего 300 участников из 14 стран будут выступать три дня для гостей и жителей Владивостока. А открывать каждый день фестиваля будут новые дальневосточные группы: «Короли Владивостока», «Свобода», Brave Men Run... Многие их них образовались после того, как побывали на V-ROX, это очень символично.

— Могут ли начинающие музыканты попасть на фестиваль?

— Да, конечно. Как я и говорил, в начале года на сайте фестиваля мы активируем форму заявок, которую нужно заполнить. Это может сделать любой музыкант из любого города и страны — мы открыты всем. После этого оргкомитет V-ROX и партнеры фестиваля делают свой выбор, и начинаются отборочные туры. Победители полетят во Владивосток и примут участие в фестивале.

Кроме того, мы всегда готовы предоставить сцену молодым амбициозным группам, которые находят силы, средства и возможности добраться до Владивостока сами. Некоторые запускают свои краудфайндинговые программы, некоторые просто-напросто планируют свой отпуск на фестивале V-ROX. Такие люди вызывают у меня уважение и поддержку. В какой-то мере это и есть потенциальный золотой фонд будущего Владивостока.

Фото: пресс-служба Фестиваля V-RОХ

— Как выстраивается лайн-ап? Насколько мне известно, концерты в течение трех дней проходят не только на Спортивной набережной, но и в клубах Владивостока.

— Наши технические ресурсы, да и ресурсы «сектора гостеприимства» города пока что ограничены. Оказалось, что мы не в силах принять десятки тысяч или хотя бы тысяч гостей, которые изъявили желание приехать к нам. Нет гостиниц, нет достаточного количества площадок и разборных сцен. Перелеты до Владивостока недешевы. Причем, скажем, добраться от Иркутск или Камчатки до Владивостока стоит в три раза дороже, чем от Москвы. Но все же в этом году мы смогли увеличить количество открытых сцен с двух до трех — они будут работать с пятницы по воскресенье до 23.00. Все они находятся в шаговой доступности на Спортивной набережной. А также нам удалось привлечь все основные клубные площадки города к сотрудничеству. Там будут проходить тематические вечеринки наших партнеров, куда приглашаются все желающие.

— Как реагирует публика на новых для нее персонажей? Вообще, насколько широк, на ваш взгляд, ее музыкальный кругозор?

— Это самое интересное — всегда по-разному. Каким бы ты ни был известным артистом, в своей стране или городе, здесь ты выходишь на сцену для абсолютно новой публики, причем довольно разношерстной: тут не только хипстеры и старые байкеры, молодежь на скейтах и барышни на каблуках — тут и бабушки с детьми, мамаши с колясками, загорающие туристы и матросы в увольнительной. И тут все зависит от твоей энергии, музыки и от того, как ты выкладываешься во время концертов. В основном зрители фестиваля могут знать до десяти имен — всех остальных они видят в первый раз. Во Владивостоке довольно благодарная публика. И всегда приятно наблюдать, как неожиданно влюбляют в себя корейские панк-рокеры, японский психодел или русская электроника.

— Почему вы считаете нужным и интересным знакомить аудиторию именно с азиатской музыкальной культурой?

— С азиатской, и не только. Музыкальной, и не только. Вообще образованный человек обязан быть хотя бы в курсе современных культурных тенденций. Просто для того, чтобы уметь быстрее найти общий язык. А найти общий язык с соседями — это вообще залог мирного сосуществования и процветания. Я ведь по образованию востоковед, и как бы ни патетически это звучало, сейчас государство признает, что Россия как никогда заинтересована во взаимодействии со странами АТР. А сколько, скажите мне, больших чиновников или бизнесменов если не понимают языка своего потенциального партнера, так хотя бы в курсе происходящего в культурной среде азиатских стран? А ведь без таких знаний никогда не выстроишь доверительного диалога. И если наша народная «музыкальная дипломатия» хоть чуть-чуть поможет людям узнать друг о друге, то и дальнейшие процессы по развитию города станут происходить быстрее. Человек может поехать на работу, на буровую за большим рублем, но дома его и его семью будет в первую очередь волновать культурная и творческая среда. И если мы видим Приморье открытым и процветающим, нам нужно самим открыться и засиять в первую очередь.

— Как организована инфраструктура фестиваля? Приезжают ли зрители из других городов и стран?

— В течение трех дней будут идти концерты на трех сценах набережной Спортивной гавани и ночные выступления в клубах и барах Владивостока. Лекции и «круглые столы» пройдут на летней террасе одного из заведений. Кинопрограмму японских фильмов и аниме во время фестиваля покажут в кинотеатре «Уссури» в центре Владивостока. Везде можно пройти пешком. Расстояния небольшие. Но учтите, что Владивосток — город на сопках. Так что еще и физически будете подтянуты. Еще важно, что география V-ROX расширяется, и мы сможем порадовать концертами еще один приморский город — Находку. На фестиваль едут как из Азии, так и из России. Я знаю случаи, когда многие планируют путешествие таким образом: сначала приезжают на V-ROX, а потом летят в Сеул или Токио. С каждым годом фестиваль вызывает все больший интерес с точки зрения событийного туризма. Это одно из главных летних культурных событий Дальнего Востока.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее про образовательную программу фестиваля. В чем ее основная задача?

— Образовательную программу с лекциями и мастер-классами мы делаем для всех, кто хочет узнать максимум подробностей о том, как культурная индустрия выглядит и работает изнутри. Обычно участие принимают не только российские специалисты, но и ведущие продюсеры, промоутеры, владельцы медиахолдингов и концертных агентств из всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В прошлом году мы устраивали открытую дискуссию с министром развития Дальнего Востока Александром Галушкой, где в неформальном общении можно было пообсуждать государственное видение развития ДВ и реалии города.

В этом году мы дополнили программу встречами со специалистами по российско-китайским отношениям. Мы запускаем серию дискуссий об опыте разных стран в государственной поддержке экспортного культурного потенциала своих артистов. Например, бывший посол Сингапура в России Майкл Тей расскажет о своем опыте строительства российско-сингапурских отношений, и о том, как работают культурные фонды. Мы презентуем во Владивостоке первый российский фестиваль аниме, который пройдет затем по всей стране. В общем, не музыкой единой.

— Как составляется кинопрограмма фестиваля? Какие картины отбираются для нее?

— В этом году впервые в рамках V-ROX пройдет специальная программа кинопоказов «V-ROX Cinema». Можно будет увидеть 13 японских фильмов и аниме, среди которых — «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки и «Евангелион» Хидэаки Анно, фильмы серии «Наруто: Путь ниндзя» и «Кровавая тюрьма» (впервые на большом экране в России), а также премьера нового японского блокбастера «Атака титанов. Жестокий мир». 27 августа я приму участие в Q&A сессии на тему «Спасай аниме!» — как амбассадор аниме в России.

— Как вы в целом оцениваете ситуацию на российском фестивальном поле и почему, на ваш взгляд, в нашей стране проходит так мало крупных опен-эйров, если сравнивать с количеством проводимых мероприятий в Европе?

— Здесь много факторов. Дороговизна логистики, визовые проблемы. Вопросы законодательства в области безопасности. Недостаток локального контента. По большому счету все упирается в экономические проблемы. Но в таких вот сложных обстоятельствах иногда рождаются абсолютно новаторские пути их решения. Благодаря синергии людей и событий. Мне кажется, что наши музыкально-культурные инициативы шаг за шагом действительно смогут приблизить нас к пониманию того, что мечты о Владивостоке-3000 могут быть и недалеки от реальности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру