Никиту Михалкова неожиданно наградили на фестивале в Локарно?

Русскому кино не хватает Армани

В так называемой итальянской Швейцарии, в Локарно, завершился 68-й Международный кинофестиваль, входящий в обойму главных, после Канн, Венеции и Берлина.

Русскому кино не хватает Армани

Вернувшись в Москву, я с удивлением узнала, что, оказывается, в рамках фестиваля в Локарно награжден Никита Михалков. Об этом сообщали российские СМИ со ссылкой на компанию Михалкова. Награда именовалась спецпризом независимой прессы и кинокритиков «Боккалино» за вклад в развитие киноискусства. Думала, что пропустила что-то важное, обратилась к коллегам, сотрудникам фестиваля, чем их огорошила. О такой премии они впервые услышали. Имена тех, кто получает на фестивале награды за творческие достижения на протяжении жизни, сообщаются заранее. Это актеры Эдвард Нортон, Энди Гарсия, Бюль Ожье, наш режиссер Марлен Хуциев и его итальянский коллега Марко Беллоккио, американец Майкл Чимино, известный у нас прежде всего по картине «Охотник на оленей», человек-оркестр Уолтер Мёрч. Пожалуй, даже слишком длинный список за достижения в карьере. Тем, кто получал в Локарно призы, устраивались ретроспективы. Никиты Михалкова на фестивале не было, как и его картин. Связь со Швейцарией просматривается разве что в том, что, работая над фильмом «Солнечный удар», он снимал Волгу на Женевском озере. Нечто подобное мы уже с Михалковым проходили в Венеции, когда в российской прессе массированно была запущена информация о том, что Михалков удостоен «Золотого льва» 64-го Венецианского кинофестиваля за конкурсный фильм «12»,  а не спецприза по совокупности достижений. «Золотого льва» тогда получил Энг Ли за картину «Похоть, осторожность». Видимо, очередная награда в Локарно рождалась в галерее Армино Шолли, проводящего альтернативные фестивалю показы. Этот удивительный в своем роде человек имеет отношение к фестивалю российского кино, который с недавних пор проходит в Локарно. А в дни большого фестиваля он показал в своем домике, украшенном советской символикой и профилем анархиста Бакунина, картину «Крым. Путь на Родину».

Фестиваль в Локарно примечателен тем, что показы проходят под открытым небом на центральной площади города Пьяцца-Гранде, вмещающей больше 8тысяч зрителей. За последними рядами теперь еще и располагаются столики ресторанов. Можно есть и посматривать на экран. Публика голосует после показов, выбирая победителей. Даже дождь ей не помеха. Сеанс начинается в 21.30, но места занимают заранее, иногда за два часа. Зрители сидят под зонтиками, в желтых дождевиках, кто-то натягивает водонепроницаемые штаны прямо на джинсы. Благо рядом с кинозалом под открытым небом бойко работает фестивальный магазин, где можно купить все необходимое на случай непогоды, причем в леопардовой гамме. Этот зверь богато представлен в витринах магазинов, даже хлеб украшен марципановыми леопардами. А дорожка, ведущая в замок Висконти, — тоже пятнистая. Велосипеды выдают напрокат тоже соответствующей расцветки.

Пожалуй, самым известным кинематографистом, входившим в жюри нынешнего международного конкурса, был немецкий актер Удо Кир— любимец Ларса фон Триера, крестный отец его ребенка, совсем не вампир по духу, коим его принято считать после ряда сыгранных ролей. Выбор жюри оказался весьма оригинальным.

Кадр из фильма "Киев-Москва". Часть 1.

«Золотой леопард», к которому прилагается еще и солидная денежная премия, присужден южнокорейскому фильму «Прямо сейчас, а не после» Хон Сан Су. Главный герой— молодой, но уже очень известный кинорежиссер, любитель выпить. Хотя смотреть на то, как он выпивает, русскому человеку смешно. Со слабенькой корейской водки у нас никогда не захмелеют. Так вот этот режиссер приезжает из Сеула в другой город, чтобы представить свой фильм и поговорить о секретах мастерства со зрителями. Отдыхая в тишине монастыря (а для корейца это все равно что отправиться в парк), он знакомится с молодой художницей. А дальше события развиваются по двум разным сценариям. Одна новелла следует за другой. Коллеги сравнивают фильм Хон Сан Су с тем, что делал французский классик Ален Рене, который тоже излагал возможные версии одного события. Девушка было увлеклась режиссером, да узнала, что тот женат, и страшно расстроилась. Во второй части он сам ей сообщил о своем семейном положении, и девушка посетит его показ. Получат ли развитие их отношения — сказать сложно. Вроде бы ерундовый сюжет, но фильм очень смешной, притом что корейский юмор имеет свою специфику. Исполнитель главной роли — 44-летний Чон Чжэ Ён — назван жюри лучшим актером. Почти весь фильм он подшофе. Интересно, был ли он навеселе на съемочной площадке? Ходят разговоры, что режиссер Хон Сан Су — большой любитель пропустить рюмочку, и прежде чем утвердить актера на роль, приглашает его выпить. А там уж как пойдет. И на съемках его актеры частенько навеселе.

За режиссуру отметили классика с польскими корнями Анджея Жулавского за экранизацию «Космоса» Витольда Гомбровича. Кстати, родился режиссер 74года назад во Львове и по современным фестивальным правилам вполне мог бы считаться украинским режиссером. Большую часть своей жизни он провел во Франции, но считает себя поляком. По словам Жулавского, роман Гомбровича очень важен для Польши. События происходят в небольшом городке накануне Второй мировой войны. Гомбрович с его абсурдистским подходом к жизни, театральным мышлением хорош для сцены. Но Жулавскому удалось передать его причудливый мир на экране. Герои экстравагантны, если не сказать аномальны, но при этом никакого актерского кривляния нет. Одну из ролей сыграла Сабин Азема, вдова ушедшего год назад Алена Рене. Жулавский не снимал последние 15 лет. Его предыдущая картина «Верность» вышла в 2000 году, и снималась в ней его многолетняя муза Софи Марсо.

Особого упоминания жюри конкурса First Feature удостоена картина Елены Хоревой «Киев–Москва. Часть I», представляющая Россию, Эстонию и Украину. Ее продюсерами стали российские кинематографисты Павел Костомаров и Александр Расторгуев. Когда-нибудь по этому документу времени будут судить о том, что же произошло с нами и как мы дошли до жизни такой.

Одним из почетных гостей фестиваля стал итальянский мэтр Марко Беллоккио. ВЛокарно показали его фильмы, реставрацию одного из них — «Кулаки в кармане» — профинансировал знаменитый кутюрье Джорджио Армани. 50 лет назад этот фильм вышел на экраны. Причем Армани уже не в первый раз таким образом поддерживает киноискусство. А вот как с миру по нитке собирали ретроспективу не менее значимого классика — Марлена Хуциева, — это отдельная история. Что-то нашли в киноархиве Одессы, что-то в Словении. С «Бесконечностью» было немало проблем. Так можно и лишиться наследия мастера, если не заниматься его реставрацией и просто хранением. Изначально в ретроспективе планировался показ «Весны на Заречной улице». По счастью, упоминание о ней успели изъять из каталога. Иначе сложно было бы объяснить отсутствие фильма в программе. Картина просто не добралась до Локарно. И это уже вопрос к российской стороне. Где бы найти своего Армани?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26887 от 17 августа 2015

Заголовок в газете: Русскому кино не хватает Армани

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру