В рамках VI Московской биеннале откроется мягкая, но конфликтная «Интервенция»

Дымковская игрушка стала объектом поп-арта

 ...В преддверии VI Московской биеннале современного искусства мы решили рассказать о наиболее значимых проектах, и тем более здорово, что экспонаты грядущей «Интервенции» в это самое время еще только делаются художниками в их мастерских и на заводах. Что есть «Интервенция»? Это необычная выставка в семи залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, идея которой — словами ее куратора Алены Ивановой-Йохансон — «не тотальная перестройка и отрицание традиции, но аккуратное, мягкое вмешательство, демонстрирующее связь прикладной практики с новыми идеями». Открытие нас ждет в сентябре.

Дымковская игрушка стала объектом поп-арта
«Кирпичная лошадка». Фото: vmdpni.ru

 Большинство работ — еще в эскизах, перебрав которые мы столкнулись с любопытнейшими идеями.

— Алена, — спрашиваю у куратора «Интервенции» г-жи Ивановой-Йохансон (чья работа «Световые колонны» тоже будет представлена), — сколь это важно — вписывать современный арт в этакую музейную-музейную среду?

— Понятно, что идея как идея не нова. Она используется давно во многих музеях мира. Конкретно в нашем случае это диалог между объектами из разных сред, ведь традиционная экспозиция никак не поменяется. Но вот приходит зритель, скажем, в зал фарфора и обнаруживает необычные фаянсовые биоморфные пирамиды Дарьи Суровцевой, — это такая пластика среднего размера, очень сложная по структуре, тонкая и хрупкая. И стоят эти вещи как будто на месте основной экспозиции. Зритель удивляется. Ощущает конфликт. Размышляет.

— А велик ли размах «Интервенции»?

— У нас команда из десяти художников, а задействуем мы семь залов плюс большое пространство при входе. Там, если получится, как раз разместится мой объект «Световые колонны» — и работа эта, что важно подчеркнуть, родилась из контекстуального отношения к музею.

— Что вы имеете в виду?

— А я имею в виду то, что все художники делают свои объекты специально под этот проект, принимая во внимание специфику Музея декоративно-прикладного искусства. То есть если в зале выставляется керамика — человек делает арт-объект из керамики, и то же самое с деревом, с металлом, камнем, тканью. Повторяю, должен быть диалог. Вот и в моем случае колонны — это конфликт спокойной, медитативной атмосферы внутри старой усадьбы, в которой располагается музей, и гудящей вокруг Москва со всеми ее пробками, с появлением повсюду огромных высотных офисных зданий... Я беру перфорированные трубы высотою где-то до полутора метров. Это некая аллюзия на утопические города Якова Чернихова. Но помещаю эти города внутрь музейного пространства, то есть эти мощные билдинги уже не довлеют над нами, они уже состоявшиеся вещи, не конкретные.

— Одна из работ уже готова — это «Кирпичная лошадка» Милы Долман... Этакое превращение типичной дымковской игрушки в поп-арт.

— Готова, потому что лошадка эта была дипломной работой художницы в Строгановке. Кстати, ее научный руководитель Олег Татаринцев также представит свою инсталляцию в стиле конаковской керамики...

— А что это за «Лестница в небо» Татьяны Баданиной?

— О, под ее работу будет задействовано три этажа, она тоже сейчас в работе, что это — по сути сюрприз. Еще раз хочу подчеркнуть, что наша выставка не ставит целью перечеркнуть существующую среду; это эволюционная перестройка, лишний раз демонстрирующая, что и традиционный музей может быть интересен не только богатством своих запасников, но и новым взглядом на действительность. Преемственность, с одной стороны, с другой — конфликт. Конфликт, в ходе которого появляются вопросы. А ответим мы на них как раз в ходе грядущей биеннале...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26886 от 15 августа 2015

Заголовок в газете: Дымковская игрушка стала объектом поп-арта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру