Российский фестиваль, изгнанный «за аморалку» сперва с Кубани, а затем и из Калининграда, передислоцировался в самый центр латвийской столицы. Как и следовало ожидать, перипетии с местом проведения больно ударили по посещаемости: количество зрителей «Кубаны» сократилось в разы. Но на качестве музыки, звучавшей с фестивальной сцены, это никак не сказалось. Как, впрочем, и на настроении его аудитории и участников.
С моря — на речку
Информация о том, что «Кубана» в этом году пройдет в Риге, начала распространяться в начале лета. Преданные фанаты к тому времени уже успели спланировать поездку к теплому Черному морю, как в прошлом году, а потом переориентироваться на прохладное Балтийское под Калининградом. Теперь они оказались перед необходимостью отправиться в латвийское посольство за визой и приобрести не самые дешевые билеты до Риги. Такое двойное испытание преданности выдержали не все. Львиная доля аудитории отсеялась.
Фестивальная сцена была собрана на острове Луцавсала, прямо напротив самого центра Риги. Территория была оцеплена двойным забором — по образованному им коридору бодрым шагом прогуливались активисты местной организации Stop Drugs с бдительными и на вид голодными питбулями. По всему острову были расставлены наряды полицейских — на удивление улыбчивых и приветливых. Вопреки расхожему стереотипу — мол, в Латвии недолюбливают все российское, — они охотно переходили на русский, дружелюбно улыбались, фотографировались с посетителями фестиваля. И даже перебравших вкусного местного пива не уводили под белы ручки в неизвестном направлении, а просто отводили в тенек, поили водой и помогали прийти в чувство — чтобы не портить людям праздник.
«Грибы», медведи, балалайки
Гвоздем первого фестивального дня стало выступление Нейромонаха Феофана и израильского электронного дуэта Infected Mushroom. Нейромонах до этого был известен в Риге лишь самым рафинированным меломанам и кислотным клабберам. Поэтому когда на сцене из темноты возник странный силуэт в рясе с капюшоном, из-под которого виделась лишь борода, с балалайкой и приплясывающим рядом огромным плюшевым медведем, латвийская часть аудитории ахнула.
«Чтоб изгнать из вас всех бесов, батька ставит драм-энд-бейс вам! С нами светлая Русь!» — прогремело из динамиков, и над Луцавсалой разнеслись звуки православного drum-and-base. Публики в первый день было немного, но те, кто был, приняли Феофана тепло. Основная часть зрителей подтянулась на остров ближе к полуночи, чтобы послушать «грибов» — культовую группу Infected Mushroom.
В этом году они подготовили для своих фанатов специальную программу «Old School Live», которая представила группу в том виде, в котором коллектив и получил свою первую известность в конце 90-х. Судя по реакции отплясывавших у сцены «кубанцев», ностальгический экскурс в прошлое удался на славу.
Шнур и геи
Горожане, живущие неподалеку от острова, музыкального подарка не оценили. Из-за воцарившейся в Риге 32-градусной, вполне себе кубанской жары невозмутимые латвийцы, спавшие с окнами нараспашку, полночи слушали будоражащие барабаны и басы. А наутро начали жаловаться в полицию на неподобающий ночной шум. «Ну, зато они теперь узнали, что в городе проходит фестиваль!» — невозмутимо отреагировал на жалобы «крестный отец» «Кубаны», мэр Риги Нил Ушаков.
Один из любимых музыкантов мэра латвийской столицы — Сергей Шнуров, посетил думу города перед своим концертом во второй день. «Ленинград» выступал в Риге совсем недавно — 8 мая, перед самым Днем Победы. Но рижане уже успели соскучиться по веселым песням Шнура и компании.
Перед концертом самый эпатажный гость фестиваля пообщался с прессой. Вопросы задавали ему под стать — от «Гомосексуализм в России: вы за или против?» до «За что вы выгнали солистку?». Шнуров был разговорчив, но строг: в ответ на приевшиеся темы жестко рубил: «Я про это уже говорил 20 раз, читайте Интернет!» Но про отношение к геям все же высказался: «Это как быть против дождя. Он есть — и все тут».
А свой успех лидер «Ленинграда» считает закономерным: «Кто бы ни приходил на наш концерт — немцы, латыши, американцы, — они все на эти два часа становятся русскими». Латвийские журналисты не преминули поинтересоваться, не чувствует ли Шнур себя на рижской земле предателем. Как мы помним, в канун фестиваля от некоторых его собратьев по цеху в адрес собирающихся в Латвию российских звезд прозвучали упреки в предательстве. А Иосиф Пригожин, муж певицы Валерии, которая вместе с Иосифом Кобзоном и Олегом Газмановым попала в список невъездных в Латвию артистов, в порыве эмоций назвал участников фестиваля «жопошниками».
Вопреки ожиданиям, Шнуров прокомментировал инцидент весьма сдержанно и серьезно: «Предательства не вижу. Предателем можно быть, если идет война. А война, слава богу, пока еще не объявлена». Сыграв со сцены все уже не раз опробованные на рижанах любимые хиты, «Ленинград» раскачал не только стоячий (а точнее, прыгающий и скачущий) партер, но и чинные ВИП-трибуны.
В один день со Шнуром перед публикой предстали альтернативщики из Питера «Animal Джаz», российские панки «Элизиум», хорошо известные в Латвии «Наив», американские хип-хоперы D12, популярная британская ню-метал группа Skindred, культовый исландский электро-техноколлектив Gus Gus, а также Gomad & Monster, Zero People. Такая сборная солянка из разных стилей и манер исполнения ничуть не смущала аудиторию: публика одинаково жизнерадостно зажигала под ска, панк, рэггей, металл и родной русский рок. Последнему, разумеется, подпевали с особым азартом.
Лев и «Химики»
В субботу на сцене друг друга сменяли еще более разноплановые исполнители. Гламурно-готичные финны HIM, неформальный герой Дельфин, и специальная звезда — Лев Лещенко. Подобный список артистов вызывал в памяти бессмертное пушкинское: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Оказалось — еще как можно!
HIM, как и ожидалось, собрали у сцены огромную разношерстную толпу: от юных готических девушек, едва научившихся пользоваться черным карандашом для глаз, до брутальных офисных сотрудников, в свободное время фанатеющих от рока. В отличие от лидера Placebo Брайана Молко, неприятно удивившего своими раздобревшими формами посетителей другого латвийского музфестиваля — Positivus, финский рокер Вилле Вало за годы, прошедшие с последнего концерта группы в Риге, ничуть не изменился. Кошачья пластика, лукавая улыбка арлекина, фирменный чуть подвывающий вокал и стройная фигура, сводящая фанаток с ума, — все осталось при нем. Спев свои новые композиции и старые хиты, Вало закончил концерт триумфально — кавер-версией «Rebel Yell» Билли Айдола.
Чуть поодаль от беснующихся фанатов за выступлением HIM внимательно наблюдал Лев Лещенко: подчеркнуто не новая «рокерская» майка, ультрамодные синие штиблеты — певец, чьими концертами наслаждались еще наши мамы и бабушки, не выглядел неуместным среди танцующей молодежи. Кто-то из журналистов спросил его, как ему музыка финских готов, — ожидая, похоже, услышать негативный отклик. «Да это же «Химики» — грандиозная группа! Молодцы, хорошо играют!» — внезапно для всех среагировал Лещенко. И с видимым удовольствием прослушал весь концерт. Неизвестно, понравилось ли финским парням выступление нашего Льва, но комплимент от имени молодого музыкального поколения ему невольно вернул Шнур. На вопрос: «Как вы относитесь к Лещенко на «Кубане»?» — он ответил без тени иронии: «К Льву Лещенко? Ну, как певец он просто прекрасный!»
К слову, в Латвии Лещенко — частый гость. В последний раз он пел для рижан в прошлом году на бесплатном концерте 9 мая, у памятника освободителям Риги, — в этот день здесь собираются десятки тысяч человек, чтобы почтить память ветеранов и героев войны. И хором подпевают вместе с кумиром: «Это радость со слезами на глазах!»
Здесь петь «День Победы» Лещенко не стал — решил, что она не подойдет под формат фестиваля. Зато эту песню для мэтра — от начала и до конца — исполнили его фанаты, выстроившиеся в очередь за автографом или селфи русские и латышские ребята.
«Надо же, — растрогался Лев Валерьянович, — а я немного беспокоился по поводу реакции молодежи. Думал, может кто-то засвистит или просто уйдет. А нет, все стояли, слушали и даже подпевали! Если бы кто-то крикнул: «День Победы!» — я бы и ее спел. Что? Вы кричали? Ну ладно, я могу спеть вам сейчас!..» — и спел. А чуть позже исполнил еще один всенародно любимый хит — пахмутовскую «Надежду», — причем подпевал Лещенко стихийно образовавшийся хор журналистов.
«Мы — дети Галактики, но при этом все мы — дети Земли… Я ехал сюда без осторожности. Я почитал о фестивале, я видел, что здесь собирается очень правильная, продвинутая молодежь. Те ребята, которые хотят познать мир, современные люди. Я не понял вот этой осторожности нашего государственного истеблишмента, который вдруг решил, что фестиваль собирает разнузданную молодежь. Я ничего такого не увидел — только потрясающий дух, молодых людей, которые хотят жить достойно и получать удовольствие от жизни. Рядом со мной работает много молодых певцов, музыкантов. Я тянусь к ним, стремлюсь познать современную жизнь. И то, как сегодня реагировали на мои песни, для меня огромная радость. Ведь душой я молод! И я не хочу никуда уходить со сцены. Сейчас многие делают прощальные туры, концерты — я не хочу прощаться. Как говорит один мой друг, мы не уходим со сцены — нас уносят!» — сказал российский эстрадный мэтр.
Завершил предпоследний день «Кубаны» Дельфин — это выступление стало для артиста своего рода генеральной репетицией перед концертом, который пройдет в Риге осенью. Перед выходом на сцену Андрей, называющий себя поэтом и музыкантом, был грустен и лиричен — то ли устав от дневной жары, то ли входя в образ.
«Печально, что публики так мало, на прошлом фестивале в России было намного больше — по объективным причинам. Как в Латвии, так и в России люди просто хотят слушать хорошую музыку. У нас не было сомнений, ехать ли сюда. Да, говорили всякое. Но вы посмотрите, кто говорил! Как это может волновать?!» — прокомментировал ход фестиваля Дельфин.
«Браво», бис!
В заключительный день фестиваля сцену делили Nuki — сольный проект вокалистки группы «Слот» Даши Ставрович, литовские инди-фолк-рокеры «Биплан», греческие турбо-фолкеры «Коза Монстра», ярко выступившие на «Евровидении» с песней «Аlcohol is free». Затем зрителей будоражили российская пост-гранжевая группа Louna — с как всегда ярким женским вокалом — и энергичные испанские ска-панки The Locos.
А честь закрывать фестиваль выпала настоящим легендам — группе «Браво». Как и ожидалось, коллектив Евгения Хафтана показал высший класс во всем — от оформления шоу ностальгическими видео до яркого вокала и обновленных аранжировок любимых песен.
Зпители подпевали каждой песне, танцевали под «Стильный оранжевый галстук», «Желтые ботинки», «Васю», «Король Оранжевое Лето» и другие проверенные временем хиты. Хавтан менял гитары как перчатки, вокалист команды Роберт Ленц очаровательно улыбался залу с огромных экранов; концерт, стихийно продлившийся почти в два раза дольше запланированного времени, стал достойной кульминацией фестиваля, объединившего под своей звездно-небесной крышей самых разных зрителей — молодых и постарше, студентов и бизнесменов, русских и латышей.