Премьера водевиля Александра Журбина "Недоросль"

В «Чихачевке» спели и прохрюкали Фонвизина

Композитор Александр Журбин год своего 70-летиия проводит невероятно плодотворно: только что прошла премьера оперы «Мелкий бес» в Камерном театре имени Покровского, и вот – еще одна премьера: оперетта-водевиль «Недоросль» в Музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева. Обличительная комедия XVIII века, за которую автор Денис Фонвизин подвергся большой немилости со стороны императрицы Екатерины Второй, как оказалось, не потеряла своей актуальности и способности смешить публику XXI столетия.

В «Чихачевке» спели и прохрюкали  Фонвизина
Фото: пресс-служба театра

Впрочем, авторы – либреттист Лев Яковлев, композитор Александр Журбин и режиссер Геннадий Чихачев при всем уважении к оригиналу и сохранении некоторых черт «архаичной» стилистики, все же постарались привести коллизию пьесы, написанной 263 года тому назад, в некие параметры сегодняшнего театра. Для этого они придумали метасюжет: царедворец Правдин (Олег Зимин) зачитывает императрице Екатерине (Анна Альт) текст вольнодумной пьесы с намерением добиться ее постановки. Екатерина колеблется – от резкого запрещения к вынужденному дозволению (все-таки, просвещенная правительница – с Вольтером переписывается!). А тем временем действие разыгрывается перед нами в жанре добродушной пародии на старинный русский водевиль с некоторым перебором и пережимом, которым нередко грешит «Чихачевка». Однако, в целях защиты этой слишком «смачной» буффонной эстетики, нужно принять во внимание особенности крошечного пространства, на котором играют спектакли в этом театре.

Фото: пресс-служба театра

Водевиль, гротеск, бурлеск, опереточная условность и выпуклая актерская игра в музыкальном театре с большим составом живого оркестра и сильными голосами, конечно же, требует солидной дистанцированности от зрителя, рампы, удаленности – физической и эстетической. Но пока театр не обрел адекватного помещения, приходится делить постановочный накал на некий коэффициент и прощать режиссеру и артистам вкусовые излишества. Например, рьяное хрюканье Скотинина (Сергей Рязанов), большого любителя свиней, или чересчур богатую мимику Еремеевны (Наталья Замниборщ). Впрочем, и внутри этой стилистики есть отличные актерские работы – Людмила Полянская в роли Простаковой заставляет вспомнить звезд старой советской оперетты, а Вадим Поповичев (Митрофанушка) – так обаятелен, что его горячее желание «жениться, а не учиться» кажется чем-то вполне милым. Хорошо поет Жанна Андреева (Софья), обладающая редким тембром, очень подходящим для жанра мюзикла. А Константин Скрипалев в роли Милона – совсем иной, чем в «Тарзане», где он блистал великолепной пластикой. Здесь – он настоящий опереточный тенор, в меру лиричный, в меру ироничный.

Костюмы Елены Бочковой – остроумная и оригинальная игра в старорусский стиль – важнейший ингредиент этого музыкально-сценического коктейля, в котором, так много всего намешано, что честно говоря, не хватает чистоты жанра. Да и сложен этот жанр – водевиль, давно уже перешедший в разряд музейно-архаичных артефактов, которые если и реанимируются, то либо с изрядной доли стеба, либо с каким-нибудь постмодернистким «приколом». Но в «Чихачевке» все делают по-честному, без «фиги в кармане». Особенно оркестр под управлением Владимира Янковского, который как всегда был на высоте, хоть и по обыкновению был скрыт за задником.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26881 от 10 августа 2015

Заголовок в газете: Журбин отметил юбилей «Недорослем»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру