— Расскажите о планах на новый сезон.
— Два спектакля по пьесам, победившим в драматургическом конкурсе «Действующие лица», откроют новый, 27-й сезон: «Дурочка и зэк» по пьесе Владимира Лидского и «Молоток» по пьесе Павла Павлова. Оба готовят к выпуску совсем молодые режиссеры — выпускники ГИТИСа Виктория Печерникова и Павел Макаров. Новый сезон вообще можно будет назвать сезоном молодых, так как кроме этих работ в репертуаре появятся еще два спектакля, поставленные режиссерами-дебютантами. Мне, пожалуй, даже не хватит репетиционных помещений, артистов и денег на собственные постановки. Но это очень правильная тенденция — если мы называемся «Школой современной пьесы», то мы просто обязаны предоставлять возможность начинающим режиссерам работать с только что написанными текстами.
— Будет ли в будущем году конкурс для молодых режиссеров?
— Обязательно. Десять начинающих режиссеров, причем не только из Москва, но и из других городов России и даже из-за рубежа, смогут принять участие в программе «Класс молодой режиссуры». Победитель конкурса получит право на постановку спектакля на сцене «Школы современной пьесы». Условия участия — на сайте театра.
— Какой характер был у вашего отца? Он ведь герой войны?
— Да, Леонид Райхельгауз был героем Великой Отечественной войны, танкистом, закончившим войну в Берлине и расписавшимся на Рейхстаге. Я до сих пор соотношу свои поступки с отцовскими представлениями о жизни. Он является для меня своего рода камертоном, маяком. Особенно его характерная черта — никогда не принимать желаемое за действительное.
— Как вы относитесь к проявлениям национализма?
— Для меня национализм, который быстро превращается в фашизм, в любое человеконеприятие, неприемлем, откуда бы он ни происходил. Когда я слышу выступление премьер-министра Украины Яценюка с античеловеческими призывами, они для меня совершенно неприемлемы, так же как агрессивные заявления многих российских политиков, идеологов, журналистов, которых на самом деле надо назвать пропагандистами.
— Когда вы вернетесь в свое здание на Неглинке?
— Это самый главный вопрос. Вот уже два года, прошедших после пожара, театр играет в помещении Дома культуры имени Серафимовича. Будем там еще два года. А потом? Несмотря на то что сразу после пожара мэр Москвы дал указание о восстановлении здания театра, почти ничего в этом направлении не сделано. Идет какая-то чиновничья возня, госконтракт переходит от одной организации к другой, и, судя по всему, интересы этих организаций лежат скорее в плоскости освоения бюджета, нежели восстановления театра. Но самое трагическое, что проектировщики, которые пытаются приспособить здание на Неглинке к театральной деятельности, реально не смогут этого сделать. Есть жесткие требования и регламенты по реставрации памятника культуры. А ведь наше здание — памятник! Не менее строги требования к театрам. Совместить театр и памятник — невыполнимая миссия. Чтобы спасти ситуацию, есть лишь один выход: на площадке рядом с театром продолжить строительство Новой сцены, которое было заморожено 5 лет назад. Проект, сделанный силами самого театра, уже давно готов. Пользуясь трибуной, предоставленной мне моей любимой газетой «Московский комсомолец», заявляю: если ничего конкретного не будет предпринято, через два года театр «Школа современной пьесы» рискует прекратить свое существование.