«Аватар» для малышей

Режиссер Екатерина Гроховская: «Мы просто хотели сделать фильм про богатыря. Это же русская экзотика»

Екатерина Гроховская получила когда-то на «Кинотавре» главный приз в короткометражном конкурсе за фильм «Двое». Ее полнометражная лента «Человек безвозвратный» участвовала в программе Роттердамского кинофестиваля. А потом Катя занялась детским кино и пригласила обозревателя «МК» поиграть в игру.

Режиссер Екатерина Гроховская: «Мы просто хотели сделать фильм про богатыря. Это же русская экзотика»
Екатерина Гроховская и Игорь Задорин.

В детском центре «Орленок» около 8 утра раздался голос Бака — мусорного бачка, напоминающего космический объект. 268 детей отправились в засаду, помогали старушке перенести кроликов, специально завезенных для этого, привели в чувство застывших на месте вожатых. Потом все отправились в лес, чтобы пройти испытания «лазерной» паутиной, перекатывали «атомные капсулы». Вечером окончательно нейтрализовали пришельцев, представили свои изобретения, вроде счастьемёта. Помогали артисты, приехавшие из Москва. Но человеком дня стал мастер спорта по бодибилдингу Юрий Голубев, известный как тренер Никиты Михалкова и первых лиц государства. Дети трогали его мускулы, пытались с ним бороться и пребывали в легком шоке от встречи с настоящим богатырем.

Юрий Голубев и дети.

Игра называлась «Защитники», как и мультфильм Екатерины Гроховской, и затеяна была по образу и подобию «Зарницы». Спрашиваю Катю, как она дошла до жизни такой. «Почему ушла от авторского кино? Хотела снимать драмы, но увидела на фестивалях столько серьезных фильмов и поняла, что высот мне не достичь. Я генератор идей и очень люблю детей. Решила снять для них сказку «Волшебный кубок Роррима Бо». Рената Литвинова отлично сыграла ведьму (ее героиня собирает чужие страхи, пытается вселиться в тело старшей пионервожатой. — С.Х.). Мог бы получиться «Аватар» для малышей. Все отснято, смонтировано, осталось графику сделать. Но инвесторы переключились на быстрое кино и легкие комедии. На них произвело впечатление мнение маркетологов по поводу того, что детские проекты не окупаются. Фильм заморозили, но вирус анимации в нас уже поселился. Среди наших героев были не только люди, но и анимированные персонажи.

— Но это же отдельная профессия. Почему вы решили, что можете создавать мультфильмы?

— Нам главное — ввязаться в бой. Я так люблю авторскую анимацию! Это другой мир, там работают особенные люди. Если бы у нас совсем ничего не получалось, то мы бы не стали работать. Я училась во ВГИКе в мастерской Евгения Ташкова. Режиссура в игровом и мультипликационном кино одинакова. Я же не аниматором работала. Мы сделали тизер на полторы минуты про пришельцев и поехали на главный анимационный фестиваль во французский город Аннеси. Там почувствовали интерес европейских продюсеров, что прибавило нам уверенности.

— Идея «Защитников» ваша?

— Да, она пришла года четыре назад. В российских мультфильмах много паровозиков, машинок, а детей мало. Мы поспрашивали ребят, хотели бы они видеть среди героев своих ровесников. Это было когда еще не родился мой сын.

— Когда в воздухе носятся псевдопатриотические идеи, само название вашего фильма вызывает неоднозначное чувство.

— Название возникло давно, когда никаких разговоров о патриотизме не было. Нам даже говорили: кому нужны дети-герои? Мы и игровой проект «Богатырь» задумали четыре года назад. Никакой патриотики и в мыслях не было. Мы просто хотели сделать фильм про богатыря. Это же русская экзотика. В Японии — самураи, а у нас — богатыри. Разработали шикарный архитектурный стиль. Американцы спрашивали: это Федоскино? Палех? Мы придумали историю про Ратибора и его дружину, выродков, с которыми им предстоит сражаться. Мы искренние. Не работаем по разнарядке...

В разговор вступает продюсер и муж Кати — Игорь Задорин: «Государство сказало: нужен патриотизм. И все включили кнопочку. Понятно, что всем хочется жить, деньги получать. А я считаю, что кинематографисты не имеют права работать ради денег. Если все ради них, значит, ты начинаешь врать, загружать ложью мозги миллионам зрителей».

Спрашиваю, зачем же игру в «Орленке» организовали. Игорь отвечает, что важно в детях воспитывать способность выживать в любых условиях. «Ребятам нравится наш мультфильм, — продолжает Катя. — 99 процентов детишек на вопрос, почему победили защитники, отвечают: потому что добро побеждает зло. А я еще в пионерском прошлом мечтала попасть в этот лагерь, была отличницей, председателем совета отряда. Но почему-то путевки в «Артек» и «Орленок» мне не доставались. Меня принимали в пионеры в музее Ленина на Красной площади, одну единственную от школы. Когда все за тебя голосуют, такой груз ответственности ложится. Никогда этого не забуду. А потом — бац! — и целый мир рухнул. Папа первым посеял во мне плоды сомнения. Он абсолютный шестидесятник, слушал «Голос Америки». У нас с ним был конфликт поколений. У нас «Зарница» каждые три месяца проходила. Я была командиром отряда, и мы ни разу не проиграли. Одна девочка пожаловалась на меня директору школы: Катя заставила нас ползать по снегу. На нее смотрели как на предательницу. Моя прабабушка была очень верующей. Я должна была читать перед классом стихотворение «Смерть пионерки» Эдуарда Багрицкого, где девочка от крестика отказалась. Когда его услышала прабабушка в моем исполнении, она заплакала и сказала: что же с вами будет? На меня это сильно повлияло. Я отказалась читать. Меня вызывали к завучу».

Кстати, дед Кати строил бункер Сталину в районе Самары. А потом был лишен всех регалий и работы. А все потому, что, находясь на территории Германия, пообщался с американцами, всего-то узнал у них, как пройти в нужное место, когда заблудился на улице.

В новом сказочном проекте Екатерины Гроховской «Богатырь» добру тоже придется побеждать зло. Долго искали того, кто сыграл бы богатыря так, чтобы ему поверили, чтобы не походил он на ряженого. Нашли Михаила Шивлякова, мастера спорта международного класса по пауэрлифтингу. Он выиграл в США конкурс Арнольда Шварценеггера. Как говорит Катя, когда Миша надевает кольчугу, ему веришь.

Михаил Шивляков и Арнольд Шварценеггер. Фото: из личного архива Екатерины Гроховской

— И что ваш богатырь будет делать?

— Погибать за родную землю, — отвечает Катя. — Это его долг. Он же солдат. А покушаются на землю русскую всякие выродки и громилы. И дракон трехглавый появится. У нашего сына Сережи есть нянь 16 лет, сын наших друзей. Благодаря этому у нас есть доступ к подросткам, к целой школе. Мы их собирали, показывали картинки будущего фильма. Они пришли в восторг. Битва трех воинств, богатыри как элитный спецотряд князя, вольные люди-разбойники со своей идеологией — все это их заинтересовало...

Катя и Игорь параллельно детским картинам разрабатывают взрослый проект «Сестра милосердия» о первой русской сестре милосердия Екатерине Бакуниной на основе ее писем и автобиографии, воспоминаний хирурга Николая Пирогова. События будущего фильма будут происходить в период Крымской войны 1854–1856 годов. А началось все с того, что решила Катя почитать книгу о том, как воспитывать сына. И наткнулась на историю, которую рекомендовалось рассказывать девочкам. Разбудила ночью мужа, рассказала, какой фильм надо снимать. Узнала, что был в начале ХХ века фильм у Ханжонкова о сестрах милосердия, который не сохранился. А в 1920 году Наркомздрав само слово «милосердие» упразднил.

«Нам говорили: это же проигранная война — зачем вам про нее снимать? — рассказывает Екатерина Гроховская. — А я пытаюсь понять, почему Екатерина Бакунина — дочка губернатора Санкт-Петербург, двоюродная внучка Кутузова, воспитанная в роскоши, по сути кисейная барышня, отправилась на войну сестрой милосердия. Все ее отговаривали. В этом пекле две девушки сразу сошли с ума, 17 погибли под обстрелами. Перед отправлением на фронт Бакунина приехала в больницу в роскошной шубе. Все смеялись. А она отработала там и доказала на что способна. Все выдержала. В ней такая сила духа! Я читала ее письма и плакала».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру