Начну с печальной новости, которая прилетела в Авиньон. В Париж на 85-м году жизни умерла жена Питера Брука — известная актриса Наташа Пари. Она в 12 лет вышла на лондонскую сцену, в 19 начала сниматься в кино, в том числе и у своего отца — режиссера Гордона Пари. Карьера ее складывалась прекрасно. Ее партнерами по сцене были Марчелло Мастрояни, Мишель Пиколли. Она работала у таких известных мастеров, как Франко Дзеффирелли, Жак Дуайон, Мэрион Хансель. Лучшие работы в театре она сделала под руководством супруга — великого Питера Брука. Он жив, ему 91, и невозможно представить состояние этого грандиозного художника: с Наташей Пари он прожил 63 года. А Москва видела его потрясающий спектакль «Вишневый сад», где Наташа блистательно играла роль Раневской…
На фестивале в роли Кассандры блистала Фанни Ардан. Она впервые выступает на Авиньонском фестивале, где всего один вечер и всего на один час она предстала в образе прорицательницы. Прямо из зала она поднялась на сцену, как только раздались первые звуки оркестра, расположившегося над сценой. Красивая, в плаще из темно-синей ткани в пол, под ним — платье с красивым орнаментом: золото, красный цвет. И видно, что она волнуется, — это несмотря на свой-то большой опыт.
Троянка Кассандра говорит: «Я спускаюсь в смерть». Она побеждена судьбой, ей остался час жизни. Проклятие Аполлона ей мешает быть услышанной. Она понимает, что больше не будет убеждать людей в том страшном будущем, которое их ждет. Время предсказаний закончилось!
Текст написан известной немецкой писательницей Кристой Вольф еще в 1983 году, в ГДР. Она уехала в США, когда в 90-х годах выяснилось, что несколько лет писательница сотрудничала со службой безопасности ГДР. Кстати, признание это Криста сделала сама, но этот факт ее биографии нисколько не умаляют ее достоинств как писателя. И «Кассандра», которую под оркестр читала мадам Ардан, тому доказательство. Монолог без пауз, то яростный, то покаянный: за час до смерти вещая Кассандра с абсолютной свободой раскрывает всю боль своего детства и любви.
Постановка режиссера Эрве Луашмоля минималистична: из декорации — две белые стены, поставленные как большая открытая книга, и на нее лишь раз дадут черно-белую проекцию того, что, очевидно, останется на земле от мегаполисов, не названных никак: просто стены без крыш да металлические «скелеты» авто, абсолютное безлюдье. И алое полотнище за ее спиной, которое Ардан в отчаянии сорвет. Музыка, состоящая из фраз и звуков (композитор Майкл Джарел), будет сопровождать монолог Ардан настолько деликатно, что даже громкие звуки не помешают тексту. Музыка станет для истории Кассандры мрачноватой рамой.
— Мне нравится, что современные авторы обращаются к основным фигурам мифологии и греческих трагедий, — рассказала актриса. — Я уверена, что их нельзя до конца открыть, они необъятны. Кассандра — не сильная женщина, она ранима, уязвима. Это последний час ее перед смертью. Она говорит Энею, что не может любить его как героя. Удивило ее признание — сама она любит побежденных: ведь «поражение роскошно и вызывает сильные эмоции». И не любит победителей: «ведь мы на этой земле находимся краткое время. Даже те, кто старается преуспеть, не уходят без боли из этой жизни».
Сама Фанни Ардан — безусловная победительница. И вот что удивительно: после спектакля в Авиньоне впервые грянула гроза и пошел дождь. Не исключено, что Кассандра напророчила. Утомленные адской жарой зрители в душе поблагодарили Ардан.
Ну а в программе OFF огромный успех имеет украинский театр с девичьим кабаре — не политическим. Замечу, что выступление в OFFe — удовольствие не из дешевых (аренда площадки, жилья, затрата на рекламу). Как я выяснила, в Авиньон украинских артистов привезли французы, которые занялись продвижением украинской команды на европейском рынке.
Авиньон.