Выставка гибридного искусства — созданного на стыке арта, кино, театра, архитектуры, скульптуры, науки, дизайна etc., — открылась в столице шестой раз. В этом году устроители выбрали нестандартную площадку — театр «Россия», а экспозицию разместили прямо в зрительном зале. Для этого демонтировали часть кресел, другие стали частью проектов художников, а сцена превратилась в двойную инсталляцию. Куратор Катя Бочавар организовала выставку таким образом, что каждый объект будто перетекает в другой, создавая единую тотальную инсталляцию.
Увидеть ее целиком можно со второго этажа театра. Здесь, среди зрительских кресел, находится спасательная вышка, созданная художником из Санта-Моники Гэри Хиллом. Такие привычно видеть на пляже, но в театре... Вышку венчает красно-желтый флаг, который свидетельствует, что спасатели на месте. «Иногда это символ того, что не существует», — вдруг слышится тихий голос, он исходит от девушки в темно-красном костюме портье. Высказав пояснение, она начинает медленно скатываться по ступенькам, повторяя известный перформанс британки Киры О’Рейлли. Дело в том, что на вышку, как и на большинство объектов, нужно заходить по одному, и пока зрители ждут своей очереди, их «развлекают» такие портье-перформеры. На вышке же обнаруживается экран, на котором виден пляж, спокойные волны и гидрокостюм, мерно покачивающийся на ветке и призывно зовущий на море... Этот объект о созерцании — находясь в нем, и правда накатывает умиротворяющее чувство спокойствия.
Но основная экспозиция внизу. На месте экрана — инсталляция Вадима Фишкина: между красными бархатными занавесями видна дверь, которая то закрывается, то открывается. Дверь нереальна — это видео. С помощью такой мистификации художник призывает угадать, что за ней, познать неизвестность. Перед «Дверью» Фишкина — другая масштабная инсталляция, даже две, слитые воедино. Это лабиринт, созданный бразильцем Лукасом Симоесом, а в центре него «Примерочные», где Леондро Эрлих «зашифровал» бесконечность. В инсталляции концептуалиста зеркала есть далеко не в каждой кабинке: зритель ожидает увидеть свое отражение, а вместо него наблюдает бесконечный коридор. Так художник стирает грань между вымыслом и реальностью.
По бокам от лабиринта — два блестящих шатра. В одном — проект Лизы Морозовой «Быть леворуким вместе». Отстояв приличную очередь, зритель попадает в темную комнату, где ему предлагается сесть на мягкий пуф и засунуть левую руку в неизвестность. Там он «встречается» с левой рукой художника и устанавливает с ним невербальный контакт. Это что-то вроде тайного свидания с автором, бессловесной исповеди с Левшой (именно с этим литературным героем Лиза сравнивает современного художника). В другом шатре — проект немки Анники Карс «Двое играют на одном». Зайдя в шатер, зритель попадает в коридор, где слышится музыка, движется вперед, к двери, из-за которой исходят звуки, но, открыв ее, видит юношу и девушку, которые уже не играют на рояле, а злобно смотрят на гостя. Эксперимент Анники вызывает много эмоций: предвкушение музыкального чуда сменяется смущением и замешательством, художница превращает зрителя в героя театра конфуза...
Но самую впечатляющую инсталляцию создал для выставки патриарх кинетического искусства Хулио Ле Парк. Она расположилась на сцене, за занавесом-дверью Фишкина. Инсталляция «Свет в движении» полностью отвечает своему названию: изогнутое зеркало отражает лучи света, запутанные в причудливые узоры под потолком. Вот где земля уходит из-под ног и возникает ощущение полета. «Эту скульптуру художник создавал 52 года», — шепчет очередной перформер-портье в ухо, усиливая эффект от световой инсталляции. Словом, проект «Создавая чувства» и правда богат на эмоции и впечатления.