А между тем хозяин квартиры, где я живу, Дэвид, неисправимый романтик и конченный театрал, на полном серьёзе меня предупреждает: "Держитесь подальше от воды. У нас, вы же знаете, тигровые комары. А они разносят опасные болезни". Информация не театральная, но тревожная — а если эпидемия? Выясняю - действительно, так называемые тигровые комары (названы так по полосатому окрасу) еще несколько лет назад появились на юго-западе Франции, а потом перебрались на Атлантическое побережье. В Европу они добрались с африканского континента, являются переносчиками множества генетических болезней и вирусов, например, желтой лихорадки, энцефалита. Кроме того, именно они принесли в Европу вирус "чикугуньи", для этой болезни характерны сильные боли в суставах, неврологические осложнения, вплоть до воспаления оболочек мозга. А в интернете на эту тему компьютер живенько так рисует картинку — к 2030-му году тигровые комары захватят всю Франция. Лучше бы уж тигровые креветки захватили. Жуть в общем.
Однако судя по беспечному виду людей, тигровые (их еще называют азиатскими) кровососы пока не перебили интерес к театру. Куда интереснее спектакль «По моему одному желанию» — оригинальная фантазия на тему французского средневекового гобелена "Дама с единорогом". На него все время спрашивают билеты. Хореограф Гаэль Бурж в работе удачно использовала личный опыт. Когда-то в молодости она, девушка с хорошим художественным образованием, едва сводила концы-с концами, и тогда приняла решение поступить в один парижский эротический театр, где три года прослужила стриптизершей. Надо сказать, что, обнажаясь по вечерам, время Гаэль зря не теряла. Вместе с тремя подругими по ремеслу подготовила спектакль-лекцию "Все что вы хотели знать о стриптизе, но боялись спросить". Там три артистки, сидя за столом совершенно голыми, обсуждали стриптиз с разных точек зрения - физиологии, психологии, амурной, разумеется. Театрализованная лекция имела успех, но всех троих попросили из эротического театра. И вот новый опыт с обнажением Гаэль Бурж - "Дама с единорогом" обращен в прошлое. Повод - искусство средневекового гобелена красоты невозможной.
- Я хотела через мотив обнаженности показать историю тела, - говорит хореограф.
И вот на сцене четыре голые грации перед тканным бордовым полотном. Под старинную музыку они заполняют ткань цветками точно по рисунку старинного гобелена. А потом вдруг замирают, принимая точно такие же позы, что на изображены на нём. Замерли на доли вокруг или рядом с дамой - центра тканной картины - акцентированы лучом софита и пошли дальше в плавных движениях. Пластика ( не хореография) у Бурж такая же неторопливая, аккуратная, как стежок за стежком на гобелене. Такая пластическая реконструкция завораживает, идея также хороша, как и ее воплощение.
А вот другой пример как воплощение может, если не погубить, то не развить стоящую идею, особенно социально значимую. Хореограф Эстер Соломон вычислила, что за сто лет - с 1913 по 2013-й - за пределами Европы, но с ее участием произошло 300 войн. За основу своего танцевального проекта "Монумент 0" она взяла военные ритуальные танцы — из Африки, стран Ближнего востока - Ирана, Ирака. Их исполняют шесть танцоров ( трое белых, трое цветных) - сначала по одиночке перед публикой, а потом вместе. С тяжелым дыханием, агрессией, воинственностью - как и положено танцам такого рода. Но кроме интереса к этнической культуре другого интереса " Монумент 0" не вызывает. Да и первородность диких танцев, призванных запугать противника, обратить в бегство от боевого раскраска и угрожающих звуков, оказалось слишком утомительным.
Вообще, Авиньон — это несколько фестивалей в одном. Пожалуй, самый интересный из них - современного танца, который проходит в зале Les Hivernalle. Открытием стала танцгруппа из Грасса (местечко, знаменитое своим парфюмерным производством) - Система Кастафьоре (Sisteme Castafiore). То, что компания креативных артистов во главе с хореографом Марсией Барселос и режиссером и композитором Карлом Бискви не имеет аналога даже во Франции, можно убедиться на их новом спектакле "Теория чудес".
Их чудеса, как в Зазеркалье, держатся на сочетании пластических искусств, музыки, изысканных картин и звуковых инсталляций с новыми технологиями. И вот тут эксперименты, которым всегда открыт коллектив, дает поразительный результат. Хореография так тонко и изобретательно вписана в компьютерные изыски, что кажется, именно движения танцоров и их тела сами задают компьютерные программы - сложные, изысканные и остроумные.
Скажем, тела иллюстрируют теорию бесконечности, которую на тонкой тюли первого плана объясняет изображение элегантной блондинки:
- Представьте себе, - говорит красивым подкрашенным ртом как у Мерелин Манро - бесконечное количество номеров в гостинице. Приезжает человек, его надо поселить. Как?
В это время за дымчатым тюлем четыре танцовщицы на фоне экрана с формулами теории бесконечности весьма интересным способом передвигаются в пространстве, иллюстрируя текст блондинки. А та продолжает:
- Как расселить? Значит освободить первый номер, и переселить человека во второй. Из второго другого — в третий, а из третьего — в четвертый. И так бесконечно. А потом приезжает автобус, в котором сорок человек и их тоже нужно поселить в гостиницу.
Танцовщицам почему-то веришь, что они - коэффициенты, поправки к числам и автобусы, который приезжают в бесконечном количестве с бесконечным количеством людей. Разум явлен магическим танцем.
Создатели "Теории чудес", взявших за основу рукописи 16-го века с чудесами прошлого, реально смотрят на мир. "Наша теория чудес - это по сути последняя территория девственного воображения. Мы представляем мир таким каким он уже не является". Как хорошо, что есть художники, охраняющие такие территории".
Ну а в среду вечером в Авиньоне ждут Фанни Ардан, которая всего на один вечер предстанет здесь в образе Кассандры. Один на один останется с залом, рядом только небольшой ансамбль музыкантов. Музыку для повести Кристы Вульф написал Майкл Джаррелл.