К 190-летию росписи открыли выставку «Царский букет» в Коломенском

Королева Елизавета коллекционирует жостовские подносы

К 190-летию жостовского подноса, одного из символов русского народного искусства, открыли выставку «Царский букет» в усадьбе «Коломенское». Интерес к этой росписи не утрачен как в Россия, так и за границей: жостовские произведения коллекционируют королева Елизавета, папа римский и Хуан Карлос. В юбилейной экспозиции представили ранее не выставлявшиеся работы и редкие творения иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Аффония Вишнякова.

Королева Елизавета коллекционирует жостовские подносы

Событие настолько колоритное, что уже при входе гостей встречает ансамбль русской песни «Распевы». Барыни в кокошниках, алых бусах, льняных сарафанах и черевичках звонко распевают частушки. Выставку разместили в роскошном дворце царя Алексея Михайловича, деревянное зодчество и убранство которого создает особую атмосферу для восприятия экспонатов Жостова.

— В жизни часто приходится за что-нибудь держаться — лучше всего для этого подходит наш поднос, — отшучивается директор жостовской фабрики Наталья Логвинова. — Он удобный, красивый и теплый. Пока мастера с ним работают, они согревают его руками. Бесконечное число раз при росписи художник крутит поднос вокруг своей оси. Так получаются произведения искусства.

На выставке их более 300. В основном это лакированные подносы с букетами, обрамленные мелкими золотистыми узорами: гирляндами, веточками или веночками. На некоторых — ландшафты, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Есть и шкатулки лаковой миниатюры Федоскино. Они здесь не случайно. Центры Жостова и Федоскина находятся рядом, поэтому некоторые техники и сюжеты их схожи. Начинали они одинаково: с изделий из папье-маше. Для примера на выставке показывают необычный поднос «Свидание у околицы» из этого материала.

— Над созданием изделий трудятся как минимум три человека: коваль изготавливает форму, шпатлевщик, который наносит грунт, и живописец, — рассказывает куратор выставки Наталья Полонникова. — Жостовское письмо начинается с замалевка — нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев. Затем на просохший замалевок накладывают тени, то есть выделяют теневые места растений. Следующая стадия — прокладка. После чего букет становится гармоничной цветовой композицией. Потом накладывают блики, завершая лепку форм. С помощью чертежки очерчивают прожилки цветов и листьев. Завершают письмо нанесением тонкой травки и усиков, объединяющих букет и связывающих его с фоном.

Художники по-разному варьируют сложившуюся традицию росписи. То придают ей народные черты, украшая подносы крестьянскими деталями. А иногда опираются на опыт реалистического натюрморта XIX века. Конечно, 190 лет для развития промысла — срок небольшой (к слову, история мезенской росписи насчитывает 600 лет). Но за это время Жостово из точки кустарного ремесла превратилось в центр русского народного искусства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26864 от 21 июля 2015

Заголовок в газете: Королева Елизавета коллекционирует жостовские подносы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру