Ким Ки Дук покончил с электричеством

В Карловых Варах 50-й Международный кинофестиваль заканчивается приездом Дракулы

В Карловых Варах 50-й Международный кинофестиваль заканчивается приездом Дракулы
Ричард Гир

тестовый баннер под заглавное изображение

Находясь в Карловых Варах теперь, испытываешь странное чувство раздвоения. Целый день толчешься на фестивале, где говорят в основном по-английски, смотришь кино, привезенное со всего мира, а потом оказываешься в городе, где все говорят по-русски. Какая-то 16-я республика СССР. Здесь не только отдыхающие из России, но и с просторов СНГ. Много вывесок на русском, и недвижимостью владеют наши люди. Некая Алла содержит парикмахерский салон своего имени. Несколькими отелями владеет Никита Михалков, а руководит ими русский персонал. Не раз приходилось там останавливаться в фестивальные дни. Но российское присутствие на самом фестивале ограничено как никогда. В главном жюри — наш кинорежиссер Ангелина Никонова, в другом — «На восток от Запада», работает 26-летний кинорежиссер Иван Твердовский-младший.

В рейтингах критиков в числе лидеров «Песнь песней» Евы Нейман — украинского режиссера (родилась в Запорожье), живущего в Германии. Поработав на площадке у Киры Муратовой, она поначалу копировала своего выдающегося педагога в дебютном фильме «У реки» (фильм участвовал в конкурсе ММКФ). И только потом стала снимать самобытное. Пять лет назад в Карловых Варах показали ее картину «Дом с башенкой», где сыграла последнюю роль покойная российско-французская актриса Катя Голубева. И вот теперь третий фильм Евы — «Песнь песней», снятый на русском языке. У него есть все шансы получить награду. Критики сходятся в том, что сильным нынешний конкурс не назовешь. И хотя российские режиссеры в этом году не порадовали особыми открытиями, все-таки две-три картины вполне могли бы конкурировать с теми, что попали в Карловы Вары, которым далеко по широте взглядов до Канн. Раздраженность Россией как таковой дает о себе знать и в сфере культуры. Три наши картины сумели прорваться лишь в неконкурсную программу: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, калмыцкие «Чайки» Эллы Манжеевой и «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, неизменно вызывающие интерес у иностранной публики (пионерское детство стало для режиссера не предметом стеба, а ноющей раной).

По случаю 50-летия фестиваля продается не только привычный ассортимент с соответствующей символикой, но даже серьги. Надеваешь их: и в одном ухе у тебя — цифра 5, в другом — 0. К дате сняты и крошечные фильмы, которые показывают перед каждым сеансом. Все они так или иначе связаны с главной фестивальной наградой — «Хрустальным глобусом». Один из ее обладателей — Мел Гибсон, в собственном доме обнаруживает воров в тот момент, когда они, наткнувшись на хрустальную статуэтку, не могут понять, что это такое. При появлении «самого Гибсона» воришка с трепетом возвращает на место хрустальный шар. А вот классик Милош Форман использует свой приз весьма оригинально. Жена приносит ему таблетки и стакан воды. Форман берет в руки «Глобус» и ударяет им по таблеткам. Все лицо в белом порошке. Теперь можно и запить лекарство водой.

А вот американский актер Харви Кейтель пьет пиво в пустом баре и рассказывает бармену о том, что есть такой фестиваль в Карловых Варах, где ему вручали награду. Он уже приехал. По этому случаю билетов на фильм Паоло Соррентино «Юность» с его участием не достать. В первые фестивальные дни свой «Глобус» за достижения в карьере уже получил Ричард Гир. Посетила Карловы Вары и выдающийся польский режиссер Агнешка Холланд, живущая последние годы в Праге, как и во времена своей молодости.

В четверг главной звездой фестиваля стал великий и ужасный Удо Кир, имя которого навеки связано с фильмом «Дракула». Ради него он за неделю сбросил 20 килограммов. Будучи немецким актером, Кир снимается в мировом кино (в его фильмографии 220 картин), стал талисманом Ларса фон Триера. Кир также является крестным отцом его ребенка. Кир работал с Фассбиндером, Херцогом, Ардженто, Ван Сентом и Вендерсом, играл в основном злодеев и трижды Гитлера, правда, в комедиях, как он сам подчеркивает. Люди, хорошо его знающие, утверждают, что Удо — добрейший человек. Внешность бывает обманчива.

Посетил фестиваль и еще один великий и ужасный кинематографист — южнокорейский режиссер Ким Ки Дук. Состоялась мировая премьера его фильма «Стоп». В последние годы этот режиссер все дальше уходит от некогда больших и красивых картин, снимает что-то малобюджетное, едва ли не на коленке. Зато с какой быстротой делает свои фильмы! Он показал даже собственные грязные пятки в документальной картине-исповеди «Ариран». А теперь напугал нас родами на экране. Рождались не дети, а монстры, непригодные для жизни. Все это последствия аварии на «Фукусиме», после которой уровень радиации превысил допустимые нормы, а правительство Японии мало чего сделало для борьбы с катастрофой. Ким Ки Дук предложил радикальный путь выхода из тупика: взять и распилить линии электропередачи, погрузить город во тьму. В Токио его герои проделали это на наших глазах. Да будет тьма! Зато родится здоровое потомство.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру