Мадонна из подвала. Дебют в Табакерке превзошел все ожидания

В подвале на Чаплыгина, больше известном в Москве как Табакерка, состоялась удивительная премьера — «Мадонна с цветком» по роману крымской писательницы Марии Глушко (увы, ее нет в живых). Новая работа собрала выпускников колледжа Табакова и даже пока еще его учеников. Первая мысль после просмотра — именно после таких спектаклей возникают сначала бродячие студии, которые, повзрослев, становятся знаменитыми театрами. Но тем, кто участвует в «Мадонне с цветком», повезло: у них уже есть крыша над головой.

Мадонна из подвала. Дебют в Табакерке превзошел все ожидания
Тетя Женя и Ипполитовна (Алена Лаптева и Наталья Качалова). Фото: Ксения Бубенец

Кажется, «Мадонна» сделана из ничего: никаких особых декораций, тем более — серьезного бюджета. Есть много артистов на тесной сцене, их молодость, жажда всего (азарта, игры, успеха) и хороший режиссер. Все это сделало свое дело: успех у «Мадонны» большой, на ней плачут, не скрывая слез. И не только потому, что спектакль — о Великой Отечественной и Победе, которую так шумно недавно отметили. Просто это талантливо и искренне.

СПРАВКА "МК"

«Мадонна с цветком» — один из ранних шедевров Леонардо да Винчи. С нежной застенчивой улыбкой молодая мать показывает своему младенцу цветок крестоцвета — символ распятия. Малыш тянется к нему пухлыми ручонками. Матери пока неведомо, что через много лет ее сыну предстоит пройти через крестные муки.

И вот другая юная мать — Нина, родом из СССР. Просто Нина, наивная, простодушная, не приспособленная к жизни, но, в общем-то, симпатичная. Первый год войны. Студенческая общага. Свадьба. Рождение сына. Молодой муж Виктор уходит добровольцем на фронт, а она с младенцем отправляется в эвакуацию. Конкретная судьба конкретного человека в вихре войны — дороги, города, испытания, потери, голод — через все это проходит Нина, чтобы спасти новорожденного сына. Люди, судьбы, жизнь… Никакой идеологии, политики, социальности — борьба за выживание в прямом смысле слова в страшных обстоятельствах. Кто-то отвернулся от мадонны, как саратовская родня мужа, а кто-то протянул руку с крошками хлеба, как две старухи из Богом забытого района поволжского города. Или как интеллигент в очках или неизвестный капитан.

На роль Нины режиссер Александр Марин выбрал третьекурсницу колледжа Юлиану Гребе. Это похоже на жестокий урок по обучению плаванию, когда неумеху забрасывают на середину реки, где глубина под пять метров, плюс быстрое течение, плюс водовороты — выплывет или утонет? Гребе — кстати, родом из города Энгельса, спутника поволжского Саратова, — не то что выплыла: она показала класс держаться на воде и после премьеры проснулась замеченной строгой столичной публикой.

Здесь можно говорить о серьезном риске со всех сторон — режиссера, руководства театра и юной актрисы. Объем роли — огромный: девушка за два с половиной часа сценического действия не уходит со сцены. Она — как рассказчица событий, с ней происходящих, она же — как участница их. Понятно, что игра ее держится больше не на технике, а на чувстве, на искренней энергии, но Юлиана достойно выдерживает этот марафон. И главное — она обладает тем редким даром, который на нашей сцене в большом дефиците: обаянием.

Нина (Юлиана Гребе). Фото: Ксения Бубенец

Два акта, выстроенных Александром Мариным, — как два отдельных спектакля. Первый больше похож на кино со скоростной раскадровкой, где все решает условность как прием: мгновенные трансформации сцены из одних в другие практически без декораций и реквизита. Вот общежитие, со столом и парой стульев, или саратовская квартира — и из этого же быстро собирают вагон поезда, вокзал с рестораном, госпиталь, больницу… Подручные средства — занавески да нехитрая мелочовка.

Второй же акт — на первой скорости, с разбором характеров. Если в первом акте действует хорошо организованная режиссером актерская массовка (но не безликая, а где видно каждого), то во втором — крупным планом — три женских образа: Нина и две старухи, спасающие ее и младенца. Бабу Женю превосходно играет опытная актриса Табакерки Ульяна Лаптева: очень точно выверен и внешний рисунок, и характер возрастной роли. А вот вторая — Ипполитовна — особый разговор.

Поначалу я была уверена (и не только я), что на сцене — старуха с улицы. В истории театра редко, но бывало, что режиссеры шли на эксперименты и на профессиональную сцену выводили людей из жизни, добиваясь с разной степенью успеха или провала скрещивания искусства с жизнью. Эта самая Ипполитовна — толстая баба в платке, с корявой речью и таким органичным существованием, что, кажется, именно ее нашли на районном базаре. Никакого базара или прочих мест — выпускница школы Райкина Наталья Качалова поражает естественностью существования.

Все кончится хорошо: младенец будет спасен, родители, разлученные войной, встретятся. На глазах у зрителей — слезы. У артистов — кажется, тоже: у первого и второго выпуска колледжа Табакова впервые большой успех. Это надо пережить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26852 от 7 июля 2015

Заголовок в газете: Мадонна из подвала

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру