21.30. Театр Вахтангова. Справа памятник принцессе Турандот. По центру перед входом - эстрада. Толпа собралась преогромнейшая. Но не праздная из случайных зевак, не скучающая, а восторженно-сосредоточенная. Знает зачем пришла: у финиша сезона театра Вахтангова уже есть репутация качественного действия, уличного волшебства. Но на этот раз то, что увидела публика превзошло ее ожидания. На эстраде, обложенной звуковыми колонками и аппаратурой, вроде бы форма концерта. Но он так сложен и идет, что вдруг всеми ощущается атмосфера роскошного и веселого бала. Где выходит принцесса Турандот ( Марина Есипенко), студенты Щуки во главе со своим ректором Князевым и музыкальным номером, брызжущим молодой энергией. Будут элегантные игры с рапирами и выход масок в роскошных костюмах.
Элегантно прошлись по премьерам сезона - Артур Иванов рванул драйвовую композицию из последней постановки "Бег" режиссера Бутусова. Тут же - презентация нового и новой сцены.
А Лановому достаточно было крикнуть: "Привет, Арбат", чтобы Арбат отозвался тысячным эхом: "Привет !" Василий Семенович с потрясающей военной выправкой, несмотря на годы - читает Пушкина, потом - песня из фильма "Офицеры". Артист Менщиков читает Геннадия Шпаликова: "Я шагаю по Москве как шагают по доске..." Александр Павлов поет романсы, а мужской квартет (Добронравов, Ушаков, Трамов, Иванов) на голоса раскладывают арию Германа из "Пиковой дамы": " Сегодня ты, а завтра - я. Ловите миг удачи! Пусть неудачник плачет..."
Поражает публика - смотрит, слушает, подпевает и кричит "Ура-ааааа". Точно как в спектакле "Евгений Онегин", который в этот самый момент заканчивается на основной сцене. Там гусар, он же рассказчик, кричит откинув голову назад с острым кадыком: "Москва-аааааа! Я думал о тебе-еее!" Всеобщее Староарбатское сосредоточение, коллективная концентрация - на художественном, на настоящем. На том, что не имеет ничего общего с уличными мероприятиями и концертами под фанеру. Вахтанговцы готовят свое закрытие серьезно. Они не обманывают публику ни в зале, ни на улице. Пожалуй это сегодня единственная в Москве труппа, которая выходит на улицу к своему зрителю. Чтобы попрощаться всего-то на пару месяцев.
- Если бы вы знали, как мы ждали этого момента, - говорит Туминас- я про отпуск. (Хохот прокатился по толпе). Но мы скоро вернемся. А теперь последнее прощальное наше слово скажет герой сегодняшнего спектакля Евгений Онегин, но уже пожилой.
И вышел Сергей Маковецкий, красивый, талантливый, в черном пальто.
- Во-первых, не последнее слово, а во-вторых, совсем не пожилой. Дорогие друзья, буквально несколько минут назад я кричал на сцене:"Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один?" Теперь, стоя здесь, я понимаю, что весь театральный сезон мы прожили в обоюдной любви.
Артисты в костюмах покидают сцену. Машут руками. Уже ушли, а люди все стоят. Как будто не верят, что праздник кончился. Худрук даже растерялся, один стоит посреди сцены - что делать? Что еще сказать? А никто не уходит от металлических ограждений, потому что трудно расстаться с праздником, что случился в пятницу поздним вечером на Старом Арбате и который московские власти изо всех сил стараются превратить в мертвую зону. Спасибо, что вахтанговцам разрешили выступать до 23.00.