Сначала в приветственной телеграмме, зачитанной от его лица статс-секретарем министерства культуры Григорией Ивлиевым. А потом в благодарственной речи Жаклин Биссет. Лауреатка «Золотого глобуса» и Ордена Почетного легиона вспомнила, как десять лет назад вместе с Никитой Михалковым присутствовала на встрече с президентом России.
— Это был замечательный ланч! — поделилась актриса с залом своей радостью, предварительно извинившись за легкую хромоту; оказывается, не успела Жаклин ступить на русскую землю, как обидно подвернула ногу. — Я вышла с него такая воодушевленная!
Пригласить Биссет на сцену вышел наш актер Максим Аверин, который от этого пришел не в меньшее воодушевление, чем она когда-то от вида Владимира Путина. Представляя знаменитую актрису, он вкрадчиво сообщил залу, что «у каждого своя «Дикая орхидея». Имея в виду одну роль Жаклин в одноименном фильме.
Когда-то на подобные ланчи с двумя президентами: России и ММКФ — звезды Голливуда ходили исправно каждый год. На этот раз выбирать особенно не из кого. Вот и приходится каждому почетному участнику к памятной награде добавлять еще какую-нибудь социальную нагрузку. То, как в случае с Биссет, просто войти в состав жюри, то, как случилось с Жан-Жаком Анно — это жюри возглавить. Французский классик, чьей новый фильм «Тотем волка» открыл Московский кинофестиваль, тоже вспомнил трогательный случай из прошлого. Но на этот раз — исключительно кинематографический:
— Когда я впервые оказался в Москве, мне передали, что со мной кое-кто хочет встретиться. Я приехал по какому-то адресу, дверь открыла приятная женщина. Она предложила мне войти, сесть за стул и выпить чаю. Потом она представилась. Ей оказалась вдова Эйзенштейна. Я не мог поверить сам себе. Ведь я пил чай из той же самой чашки, что и Эйзенштейн! Я сидел в его кресле! И вот спустя много лет я снова занимаю место великого режиссера — и первого председателя жюри в истории Московского кинофестиваля.
Предварял выход Анно на сцену короткий конферанс Никиты Михалкова, который отметил:
— Он мог снимать свою картину где угодно! Но он хочет живого воздуха, свежего кислорода. Мне кажется, это очень важный знак для всех нас.
Жан-Жак и правда расписывал свой опыт сотрудничества с Китаем, как глоток свободы. Вот и международная премьера «Тотема волка» прошла там же, в конкурсе Пекинского кинофестиваля, где Анно получил приз за лучшую режиссеру.
Отсутствие громких гостей Никита Михалков, как и в прошлом году, объяснил просто: санкции.
— Мы все под санкциями: космос, производство, медицина. Не может это коснуться и кино.
Никита Сергеевич также кратко обозначил тот нелегкий выбор, который сегодня необходимо сделать каждому из нас:
— Постепенно нисходит кинематографа старого мира. Все меньше идей. Нас все больше шокируют, но не волнуют. Нам нужно сделать выбор. Либо мы за то искусство, которое воспитывалось на великих литературах — русской, французской... На традициях, на которых воспитывались поколения, которые создали наш мир. Или мы будем пытаться нивелировать это, чтобы присоединиться к тому, что нам чуждо, что мы не хотим принимать. Это тяжелая борьба...
К слову, для тех, кто хочет сделать этот выбор в ближайшую неделю, Московский кинофестиваль как раз предоставляет уникальную возможность увидеть в оригинале те фильмы, которые вряд ли в ближайшее время можно будет увидеть в российских кинотеатрах в обычное время. Для тех, кто любит попроще и подоходчивее, устроят спец-показ арт-порно Гаспара Ноэ с издевательским названием «Любовь». Для эстетов — что-то вроде короткой ретроспективы тонкого австрийского провокатора Ульриха Зайдля.
Но вернемся к нашим духовным скрепам.
Поднимать боеспособность главного российского кинематографа довелось музыке Чайковского (175 лет со дня рождения), приветственному видео от Алексея Леонова (50 лет со дня исторического выхода космонавта в открытый космос) и певице Светлане Светиковой в компании ансамбля «Домисолька» (100 лет со дня основания студии Горького). Не хватало только танка «Армата» и шуток про «Искандеры».
Для всего остального есть свободный воздух Китая.