Что такое «инала»? Это африканское слово, с зулусского переводится как «изобилие», «плодородие», а еще как «добрая воля».
...На сцене 19 человек. Группа певцов — южноафриканцы, все темнокожие, их 9 человек, поют веселую, почти эстрадную песню. Остальные 10 человек (тут преобладают как раз «белые») — танцовщики. На заднике (художник-постановщик Темпл Кларк) — абстрактное изображение южноафриканского пейзажа. Некоторые видят в нем облака, некоторые — перо птицы, кто-то — деревья. Интерпретировать можно как угодно — полная свобода фантазии. Да и спектакль не имеет определенного сюжета. О чем он? О том же, о чем и песни, которые под сопровождение музыкального ансамбля (6 человек, помимо танцующих и поющих 19, сидят у задника и играют на инструментах: фортепиано, ударные, скрипка, виолончель) зажигательно поет хор на зулусском языке. Это не народные песни. Хотя похожи, да и стилизованы они под фольклор. Эти песни были специально написаны для «Иналы» композитором Эллой Спира. Они — про радость жизни.
— Песни — о жизни, о работе. Как жизнь начинается, как каждый день она происходит, как люди разделяют жизнь друг с другом, как они вместе живут, общаются, делятся идеями, — рассказывает один из певцов Альберт Мазибуко.
9 певцов — южноафриканцы, зулусы, которых Нельсон Мандела назвал культурными послами Южной Африки в мире — знаменитая этногруппа Ladysmith Black Mambazo (LBM).
«Мамбазо» обозначает «нож-резак». Это слово символизирует в названии решимость победить всех своих конкурентов. А их у ансамбля, в общем, не так и много — самобытны уж очень и потому весьма популярны в мире. Год назад «Мамбазо» отметили свое 15-летие и за это время записали более 50 альбомов (!), один из которых в 1988-м заработал премию «Грэмми». Работали с Полом Саймоном, Стиви Уандером и многими другими знаменитостями. Сейчас даже создали свою академию этнического пения в Южной Африке. Труппа активно использует традиционную музыку, получившую название «инсикатамия», которая родилась в копях Южной Африки, там, где рабы-старатели вынуждены были жить и трудиться вдали от своих домов и семей.
— Композитор Элла Спира в свое время отвела меня на концерт «Мамбазо». Пели они совершенно вдохновенно, конечно. И мне очень понравились их движения. Но я понимала, что не хватает некоего визуального ряда, который можно было бы выстроить, — рассказывает мне об идее рождения спектакля его продюсер, симпатичная молодая девушка, бывшая, кстати, классическая танцовщица, работавшая в Лондонском королевском балете, — Пьетра Мелло-Питтман.
Традиционная музыка инсикатамия лежит и в основе песен и танцев, которые мы видим в спектакле «Инала». В ритмичной, пропитанной инсикатамией музыкальной партитуре спектакля слышны шумы и звуки, характерные для природы Южной Африки. Жужжание насекомых, стрекотание цикад. На сцене день сменяется ночью, то шумит дождь, то светит солнце…
Вот забавная сценка: певцы сидят на коробках и изображают ловлю рыбы… Эти коробки — часть постановки. Внутри труппы их символически называют Дом-1 и Дом-2. Это не имеет отношения, разумеется, к нашему «Дому-2». Просто в течение спектакля из коробок и барабанов строится что-то похожее на дом. В первом акте выстроить ничего толком не получается, но под конец двухактного спектакля коробки складываю заново и все наконец выходит хорошо. Коробки — это символическое строительство жилища. На фоне него танцоры в древних нарядах изображают сцены охоты, боев, ритуальных танцев, в которых подражают повадкам животных и птиц.
Танцовщики одеты в кожаные юбки, обнаженные торсы перетянуты кожаными ремнями, на голове шлемы, с птичьим клювом, закрывающим нос, и пучком длиннющих перьев птиц от орла до фазана на макушке. Чем-то похоже на древнегреческих воинов, исполняющих воинственную пиррическую пляску. Но здесь зулусские воины подражают движениям птиц и зверей. Напоминает древние обряды, смысл которых давно забыт и утерян. Туники певцов, на фоне которых танцуют балетные артисты (костюмы — Георг Майер-Виль), как и задник, — абстрактное изображение южноафриканского пейзажа: там можно распознать черные силуэты деревьев на фоне саванны. Воины подражают птицам.
Перед нами, конечно же, удачная стилизация. Хореограф Марк Болдуин — худрук английской труппы современного танца Рамбер — приготовил своеобразную смесь этнических танцев, классики и модерна.
— Постановка этих движений — все-таки Болдуина, или они основаны на зулусских танцах?
— И так, и так. Некоторые номера были созданы двумя танцорами из Королевского балета, которые сами южноафриканцы, и им было естественно показывать эти движения. Ведь есть специальный вид этнического танца инсикатамия, который характерен для зулусских народностей. Это вроде тихого степа. Это движения, предназначенные, чтобы ходить, не привлекая внимания. Ведь танец возник у рабов…