Свой приз вручило картине «Про любовь» и жюри кинопрокатчиков, увидев в ней наибольший коммерческий потенциал. После показа к режиссеру подходили зрители со словами: «Так хочется влюбиться». Самая потрясающая фраза в фильме принадлежит Ренате Литвиновой. Ее героиня, приглашенная бывшим мужем на обследование его новой любовницы, произнесет: «Нарожает она тебе дочек, и пойдешь ты с ними вдоль берега реки». В картине заняты помимо Владимира Машкова, Евгения Цыганова еще и молодые российские актеры и японские артисты. Кастинг проводился по Интернету, после чего счастливые избранники приехали в Москву, чтобы спеть на русском языке «Гоп-стоп» Александра Розенбаума.
— Кино — бегство от реальности, — говорит Анна Меликян. — Я тоже убегаю в другое измерение. Мне хотелось, чтобы у меня был хоть один успешный в прокате фильм. Я впервые снимала кино для зрителей, корыстно позвала звезд, чтобы они потом мне деньги принесли. Я рассказываю истории, которые мне интересны, а их герои понятны. Сейчас много прекрасных, бескорыстных и щедрых девушек, чего нельзя сказать о мужчинах.
Владимир Машков появился в картине за неделю до начала съемок подобно спасителю. Он согласился, не читая сценария, просто потому, что его об этом попросила Анна Меликян. В ночь перед съемкой сгорел офис группы, пришлось переносить сроки, а приглашенный до Машкова артист не смог в них вписаться.
Награда за режиссуру досталась Алексею Федорченко, снявшему «Ангелов революции». Спрашиваю у Алексея, чувствует ли он себя лучшим режиссером.
— Нет у меня уже таких амбиций. Я вообще не люблю в конкурсах участвовать. Спасибо моим коллегам за то, что заставляют поволноваться. В прошлом году я приезжал на «Кинотавр» как гость. Это самое прекрасное состояние, когда ты не думаешь о том, кто лучше и почему ты хуже, а просто смотришь работы друзей и отдыхаешь.
— Но есть у вас ощущение, что вы не такой, как все, работаете по-особому?
— Конечно.
Приз за лучшую мужскую роль достался четверке актеров «Тряпичного союза» Михаила Местецкого: Василию Буткевичу, Ивану Янковскому, Александру Палю и Павлу Чинареву. Как скажет член жюри актриса Олеся Судзиловская: за мощнейшую мальчишескую энергию.
— Наши герои представляют собой четыре разных пути сопротивления миру, — говорит Местецкий. — Эти парни — просто клад. Я счастлив, что их нашел.
Агриппина Стеклова показала актерский класс в картине «Инсайт» Александра Котта, но награды не получила. Жюри предпочло дебютантку Полину Гришину, сыгравшую католическую монахиню, отправившуюся в Тибет, в фильме «Спасение» Ивана Вырыпаева. Она театральная художница, ученица Дмитрия Крымова. Главную роль должна была изначально играть жена Вырыпаева — польская актриса Каролина Грушка. Готовясь к фильму, Полина жила неделю в католическом монастыре в Польше.
Приз за лучший сценарий им. Григория Горина присудили авторам антиновогодней комедии «Страна Оз» Василию Сигареву и его соавтору Андрею Ильенкову. Сигарев считает своего коллегу великим современным писателем. Жюри в лице сценариста Николая Куликова, вручавшего награду, привлекла в картине зубастая, сумасшедшая русская речь, за которой видна зубастая сумасшедшая жизнь.
Приз им. М.Таривердиева за лучшую музыку к фильму получил композитор Николя Рабеюс за «Синдром Петрушки» Елены Хазановой.
— Это замечательный швейцарский композитор, — говорит Елена. — С ним мы давно работаем. Начинали с сериала, потом на документальной картине. Вместе делали мой предыдущий игровой фильм «Сэм». Не зная русского языка, российских актеров и произведения Дины Рубиной, он посмотрел монтаж без титров и эмоционально почувствовал эту картину. Николя увидел, как герой Евгения Миронова делает куклу, и написал главную тему. Я позвонила Николя, поздравила с наградой. Он счастлив.
За операторскую работу отметили Андрея Найденова и картину «Находка» — экранизацию одноименной повести Владимира Тендрякова. Необъятность русской природы снимали в Карелии и Финляндии — там дешевле и снега больше. Режиссер фильма Виктор Демент — однокурсник Андрея Звягинцева и снял всего лишь вторую свою картину.
За лучший дебют наградили калмыцкую ленту «Чайки» Эллы Манжеевой. Это одна из семи дебютных работ в конкурсе нынешнего «Кинотавра». Режиссер родилась в Калмыкии, училась в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения и на Высших режиссерских курсах у Владимира Хотиненко. «Чайки» — первый калмыцкий фильм, снятый на калмыцком языке за последние 20 лет. Это история про молодую женщину, которая поверила в себя. Поначалу съемочная группа столкнулась с недоверием у себя на родине, а теперь показы картины сопровождаются выступлениями национальных коллективов, хлебосольными застольями с национальным угощением. Всем в Сочи понравился густой суп из баранины и пельмени.
Спецдиплом жюри вручили Андрею Зайцеву за фильм «14+», занявший по итогам зрительского голосования первое место. Гильдия киноведов и кинокритиков поделила своего «Слона», отметив екатеринбуржцев Алексея Федорченко (у него это пятый «Слон» на «Кинотавре») и Василия Сигарева (у него тоже не первый «Слон»). Дипломом наградили Наталью Кудряшову за картину «Пионеры-герои».
Алексей Учитель, кинорежиссер, председатель жюри «Кинотавра», ответил на несколько вопросов «МК».
— Почему вы выбрали «Про любовь»?
— Потому что это очень хорошее кино с прекрасными актерскими работами, с хорошей режиссурой и задумкой. Оно цельное. В нем практически нет слабых мест.
— Обычно на фестивалях стремятся наградить новаторское кино, отличающееся новым киноязыком.
— А здесь язык очень современный и необычный. Я давно не видел, чтобы так изобразительно и современно была бы решена картина. Это не так просто.
— Но выбор был?
— Конечно, все 14 фильмов. Жюри сделало свой выбор органично.
— После того как вы посмотрели конкурс, перед вами открылась панорама современного российского кино. Что в нем хорошего? И что пугает?
— Есть фильмы лучше, есть хуже. Открытий не так много. Это правда. Но крепких картин, хорошей режиссуры и разнообразия хватало. Все идет нормально.