Многим людям была интересна далеко не личная жизнь представителей писательского цеха, а, к примеру, их собственные литературные вкусы. Поскольку среди зрителей было много молодежи, спрашивали о том, что те читали в детстве. Например, Мариам Петросян с большим удовольствием рассказала о том, как ходила в библиотеку, сто раз перечитывала «Винни-Пуха», отвлекаясь от серьезной литературы, как полюбила путешествия аргонавтов. И, конечно же, она раскрывала тайны своего культового романа «Дом, в котором…», ради чего в парк и стеклись толпы юных почитателей этого произведения. Видимо, волнуясь, Мариам начинала свой каждый ответ словами: «Вы знаете…»
Вкусы читателей, приходивших послушать кумиров, раскрывались с каждым новым вопросом. Просили высказаться об актуальности Рэя Брэдбери, о пропорциях правды и вымысла в исторических произведениях. Возник разговор о писателях поколения битников, о которых я сама услышала впервые. Авторы с радостью отвечали, вступали в дискуссии. А зрители после автограф-сессии уходили с широкими зубастыми улыбками.
Но главной сенсацией стал гость из Парижа — Бернар Вербер, ставший известным во всем мире благодаря своим трилогиям «Муравьи», «Танатонавты», «Мы, боги» и «Третье Человечество».
Корреспонденту «МК» удалось задать ему за чашкой чая несколько вопросов.
— Почему вы решили писать именно в жанрах «мистицизм», «детектив», «философский роман»?
— Это те жанры, которые легче всего пишутся, и приятнее всего читаются. В них есть «золотая середина», они не имеют лимита по количеству информации. Я думаю, что дети в настоящий период времени — не самые большие фантазеры, а эти жанры помогают им развить фантазию.
— В трилогии «Муравьи» вы очень детально описываете жизнь и общение муравьев. Я слышала, что у вас были муравьи в качестве домашних животных. Вы наблюдали за ними? Как это происходило?
— Это вообще мои первые книги… Однажды я нашел крупный муравейник в лесу, где жило порядка сотни тысяч этих насекомых. Именно они стали прототипами персонажей в романе, так как мне посчастливилось наблюдать практически все процессы, связанные с их жизнью, их естественным поведением. (Дома у писателя живет кошка. И он до сих пор холост. — А.Ю.)
— Почему вы считаете, что для счастья необходимы три вещи: мечта, любовь и хороший сон?
— Потому, что наш организм нуждается в гормонах — эндорфинах, отвечающих за счастье человека. И такие вещи, как мечта, любовь и хороший сон, — пища для них, которая способствует их выработке. Это — как хорошая книга для развития ума. Когда человек насыщается ощущением любви, мечтаний и того, что он выспался, — он счастлив.
— Вне писательства чем вы увлекаетесь? У вас есть хобби?
— Литературный процесс отнимает много времени. На досуге я тоже все время что-то пишу. Работаю обычно утром. Ближе к полудню я ищу информацию для дальнейшего писания — из разных источников. Но больше всего я люблю ходить в лес, вступать, так сказать, в контакт с природой.
— Как вы используете геометрические формы в своих романах, можете пояснить?
— Роман можно рисовать, как картину. Или выкладывать фигурами разной формы, как будущий собор. Именно так я писал «Муравьев». У каждого романа есть свои сюжетные обороты, линии, так? Если визуализировать ход событий, то можно разглядеть в нем некую геометрическую фигуру. И сразу складывается определенный баланс между всеми событиями.
— Какое напутствие вы бы дали сегодня людям?
— Я хочу, чтобы мои читатели, и не только они, стремились менять наш мир… переворачивая все с ног на голову. Даже оставаясь в полном одиночестве, можно наделать кучу вещей. Можно просто включить воображение и что-то сотворить. Я верю, что человечество спасут именно людские фантазии. В наше время поколение может скитаться по разным дорогам в поисках своего пути, полезных занятий для себя и для других. Но пока человек идет вперед, у него в руках есть сила, способная повлиять на мир.
Я прониклась. Оставалось только оптимистично верить вместе с писателем, что мы действительно способны в один миг все изменить, и мир спасется. С пожеланиями всего наилучшего от всех читателей «МК» Бернар Вербер ушел на сцену. Но уже с переводчиком.
Все было довольно незамысловато в этот день, и гости фестиваля не были привередливы. Отсюда вывод: даже самый скромный праздник может сделать людей счастливыми.