В Год литературы решено было отметить премией не маститых писателей, а ребят из студии под руководством Льва Яковлева при детской библиотеке имени Аркадия Гайдара в Москве. Юным поэтам и писателям от 7 до 12 лет. С наставником им повезло. Удивительно, но только за неделю до вручения наград он узнал, что в стране объявлен Год литературы. У Льва Яковлева своя методика: «Мы детей защищаем от тех, кто хочет их чему-то научить». Все выступавшие говорили юным лауреатам про их талант, который невозможно зарыть в землю. А детям было все это безразлично. Они жили своей непосредственной жизнью. Кто-то тыкался носом в спинку стула, кто-то зевал, грыз книжку. Оживились, когда им вручали планшеты, книги и цветы. Крошечный братик семилетнего лауреата Вани Макарова кричал весь вечер. Но никто не требовал вынести его из зала. Под визг младенца и прошла церемония. Детский сад так детский сад.
Лев Яковлев настаивает: важно, чтобы дети печатались, а их сочинения доходили до читателей. Иначе талант не получит развития. В день вручения наград у ребят такая возможность была. Сами названия их опусов говорят за себя: «Цыпленок и звезда», например. Даня Мануйлов написал стихотворение о цыпленке, которому хотелось летать. Он тренировался и стал человеком, но в нем продолжали видеть цыпленка. Андрей Андреев написал про льва, решившего стать шпионом. Аня Остроумова исполнила сочинения в жанре, который никто не решился определить. Она спела песню про живот, который хочет есть: «И вот мой живот опять начинает болеть. Бум-бум-бум! Бряк-бряк-бряк! Дзынь!» Кто-то одновременно пишет стихи, повести и романы. Вообще у детей нет деления - сегодня ты поэт, а завтра — прозаик. Тимофей Павлов написал свой рассказ «Чайка» за 10 минут. А Ксения Староста зачитала что-то вроде обращения к человечеству по поводу лошадей. Хитом церемонии был выход 7-летнего Ивана Макарова из Мытищ. Он прочитал страшный рассказ «Черный стул». Смысл его в том, что в одном детском саду в музыкальном зале стоял черный стул. Одного мальчика посадили на него, и он пропал. Тогда дети пошли искать его в подвал. И увидели там призрака. Он был зол. И рассказал, что когда-то работал охранником в детском саду, прятал детей от фашистов. А те его взяли живым, долго пытали, привязав к стулу, и убили. Дети черный стул сожгли, а призраку подарили новую мебель. А потом приходили к нему и рассказывали новости.
Спрашиваю у Вани, не дразнят ли его в классе писателем. Оказывается, там никто и не знает, что он пишет рассказы. Его мама, обнаружив в ребенке такой талант, стала записывать за ним истории. А совсем недавно, по ее словам, Ваня самостоятельно записал свой рассказ.
Вручили и один взрослый спецдиплом «За гармонию слова и образа» — художнику Константину Сутягину, который еще написал книгу о счастье. Как скажет сам лауреат, наконец-то вспомнили, что у нас есть счастье. Один из юных писателей на вопрос, что это такое, ответил: «Счастье — это когда человеку все нравится». Когда речь зашла об этом, идейный вдохновитель Новой Пушкинской премии писатель Андрей Битов, который, кстати, не считает лауреатов детишками, сказал: «Раз они пишут, значит, уже не дети. Дети не наше будущее, они наше настоящее. Я могу назвать себя очень богатым человеком. У меня уже десять потомков. Если сложить их возраст, то я втрое младше. Терпите и живите долго. Это еще Корней Чуковский сказал, что в России надо жить долго, особенно писателю. Надо учиться любить тех, кого после вас не будет. Это искусство. Искусство любви гораздо выше всякой литературы. Не верьте, что сейчас Год литературы. Никакого Года литературы никогда в России не было. Литературу всегда пинали, гнали, гнобили. И к этому тоже надо привыкать. Читайте только хорошие книги, за которые вас могут наказывать. Даже за чтение надо бороться, за право читать то, что вы любите. В мое время было много запрещенных книг. Не верьте тому, что кто-то любит литературу, а сами любите ее».
Был на церемонии вручения и еще один сюрприз. На сцену вышла праправнучка Пушкина Александра Гамильтон, герцогиня Аберкорнская. Она приехала из Ирландии и рассказала нам о множестве проблем своей страны. Говорит герцогиня на английском. Русского языка не знает. Но Пушкина у себя на родине всячески пропагандирует. Она намерена учредить свою литературную премию совместно с одной из российских библиотек. Пока же герцогиня отправляется в Болдино, где еще не бывала.