Ради того, чтобы поселиться на Лазурном Берегу в фестивальные дни, завсегдатаи и новобранцы отдают от 30 до 200 тысяч евро за ночь в фешенебельном отеле на набережной Круазетт. Желающим с шиком подъехать к звездной дорожке и пройтись по ней в течение 3 минут тоже приходится раскошелиться. И если европейцы и представители Азии предпочитают черные автомобили с затемненными окнами, российские и арабские «киноманы» выкладывают по 4,5 тысячи евро в день за аренду самых престижных авто. Наши любят «Ламборджини», предпочитают красные и даже оранжевые цвета. Есть и еще одна прихоть у богатых фестивальных туристов: за рулем должна быть проститутка, а вот какого пола — это уже дело вкуса. Но не всегда желание клиента в Каннах закон. Владельцы престижного автопарка свою репутацию берегут и не поддаются на провокации.
Красный цвет стал самым популярным в нынешнем году. Очень многие звезды появляются на премьерах своих фильмов непременно в красном. Хотя Шарлиз Терон предпочла для звездной дорожки ярко-желтый. Но ее лучшим украшением стал верный спутник Шон Пенн, с которым она неразлучна. Иногда обегая барьеры, с помощью которых здесь пытаются регулировать стихийный поток людей, на неприметных улочках можно повстречать звезд без охраны. Возвращаясь в ночи с показа фильма Орсона Уэллса «Леди из Шанхая», я наткнулась на премьера французского кино Матье Амальрика. Скромно одетый и незаметный, он совершенно спокойно прогуливался по опустевшей торговой улице, никто на него не бросался. Его просто не узнавали. Уже второй день подряд в программе «Двухнедельник режиссеров» идет фильм с участием Амальрика «Мои золотые дни» Анро Деплешена. В нем снималась и наша бывшая соотечественница Динара Друкарова, любимая актриса Алексея Балабанова. Она живет в Париже и активно работает в европейском кино. Ее героиню на этот раз зовут Ирина, а сам фильм отсылает нас во времена СССР. Интересно, что Россию снимали в Белоруссии. Часть событий разворачивается в Таджикистане и Париже.
Дирекция фестиваля делает все, чтобы нас мучить. Просто так по прямой никуда не пройти. Всюду ленточки, обозначающие коридоры для продвижения. Человек пять проверяют аккредитацию, потом сумку, тебя самого — нет ли воды и чего-нибудь посерьезнее. Всем места в зале не хватает, люди сидят на лестницах. А для того, чтобы попасть в кино, отстаивают до двух часов в очередях. На все проверки и очереди уходит добрая половина дня.
Европейские рецензенты усмотрели в герое фильма Вуди Аллена «Иррациональный человек» черты Родиона Раскольникова, поскольку он совершает спонтанное убийство. Вроде бы и не собирался отравить ни в чем не повинного дяденьку, а отравил. Все это забавно, учитывая, что Аллен снял пустяковую комедию. Но даже ее наделили смыслами. Угадывают след Достоевского и его «Бесов» в картине «Анархисты», где снялась звезда прошлого фестиваля Адель Экзаркопулос. Ночью на пляже на огромном экране появился Иван Грозный. Сергей Эйзенштейн — наше все. Не берут в программы фестивалей новое российское кино — не страшно. У нас есть Эйзенштейн, всегда желанный на любом кинопразднике мира. Показ на берегу моря этого грандиозного фильма — зрелище феерическое.
Русское присутствие обнаружилось в Каннах и еще в одной акции. Режиссер Ангелина Никонова единственная от России участвует в проекте Министерства культуры Франции и продюсера Марианны Слот (она работает с Ларсом фон Триером). Фонд последней поддержит несколько новых проектов. Так, содействие обеспечено новому проекту Сергея Лозницы. Возможно, ею заручится и Ангелина Никонова. Она работает над своим третьим после «Портрета в сумерках» и «Велком хом» фильмом — «Тридцатая любовь» — по роману Владимира Сорокина «Тридцатая любовь Марины». Роль советской 30-летней учительницы музыки, за плечами у которой 29 романов, а вот с настоящей любовью напряженка, сыграет Ольга Дыховичная.
Наибольший интерес вызвали в эти дни две американские картины, участвовавшие в конкурсе. Кому как, а мне новый фильм Гаса Ван Сента «Море деревьев» напомнил «Сталкера». Не своим классом, но попыткой отправиться в запретную зону, чтобы разобраться в себе. У Ван Сента герой оказывается в лесу самоубийц вблизи священного для японцев места у горы Фудзияма. Картина не получилась, что делать. На пресс-показе ее освистали. Слишком уж все в ней умозрительно. Не спасают надуманную историю даже усилия хороших актеров — Наоми Уоттс и звезды «Интерстеллера» Мэттью МакКонахи. Потеряв жену, его герой едет в загадочный японский лес, чтобы принять там более экзотическую смерть, именно о такой мечтала его жена. В зоне, напоминающей территорию Сталкера, с ним происходит что-то невообразимое, чудятся люди, которых нет, а собственное пальто превращается в орхидею.
Вторая картина из США — «Кэрол» Тодда Хейнса — экранизация популярного романа «Цена соли» Патриции Хайсмит, написанного в 50-е годы прошлого века. Она отчасти повторят путь триумфатора прошлого года — фильм «Жизнь Адель» Кешиша. Роль Адель фактически перешла к скромной продавщице в исполнении прекрасной актрисы Руни Мары. Сердце и тело ее героини завоюет опытная любовница — замужняя и обеспеченная дама в исполнении Кейт Бланшетт. Откровенных сцен здесь хватает, но им далеко до «Жизни Адель». Они лишены легкого дыхания и чувственности, которые год назад и захватили публику. У Хейнса все отдано на откуп психологическим состояниям, с которыми талантливые актрисы справились блестяще. Премьеры американских картин сопровождались столпотворением на всех прилегающих территориях. Как только люди не боятся находиться в местах такого сумасшедшего скопления народа ради того, чтобы на миг увидеть в лучшем случае макушку головы любимого актера!