Про историю Венского оркестра можно рассказывать часами, ведь у его руля в разное время стояли такие колоссы, как Густав Малер, Рихард Штраус, Георг Шолти, Клаудио Аббадо... У оркестра — свой звук и свой почерк, здесь справедливо сказать — все свое ношу с собой, где они — там и Вена, они играют в любых условиях и в любой акустике, но все равно воссоздают собственную неповторимую атмосферу.
Достаточно отметить, что, по сложившейся традиции, носить право музыканта оркестра могут (в основном) те талантливые оркестранты, кто прошел трехгодичную стажировку в Венской опере. Каждый музыкант — это практически солист, такого скопления ярких личностей, пожалуй, нет ни в одном другом большом оркестре мира. Оркестр, несмотря на очень высокую чисто музыкантскую планку, много делает для популяризации музыки среди самой широкой аудитории: так, он ежегодно дает концерт на Новый год, транслируемый по телевидению в 72 странах мира. А репертуар его крайне разнообразен — это Гайдн и Моцарт, Бетховен и Шуберт, Шуман и Брамс, Малер и Брукнер, Вагнер и Рихард Штраус.
Впрочем, на концертах в Кремле (а также в Санкт-Петербурге) оркестр предъявит публике свои «фирменные блюда», а именно — симфонию №48 до мажор «Мария Терезия» Гайдна с симфонией №8 Шуберта (28 апреля), а также Хаффнер-симфонию Моцарта со Второй симфонией Брамса (29-го). Венский оркестр необычайно трепетно подходит к исполняемому материалу, и это — в прямом смысле — погружение в эпоху, словно бы мы сами касаемся старинных партитур с авторскими пометами: «Ноты записаны Иоганном Эльслером. Симфония до мажор: первая скрипка, вторая скрипка, первый гобой, второй гобой, первая валторна, вторая валторна, альт и контрабасовая виола. Господин Йозеф Гайдн. Чрезвычайно сложная интерпретация».
Что до Рикардо Мути, то он, будучи в настоящий момент худруком Чикагского симфонического оркестра, необычайно вписывается и в музыкальную архитектуру венцев, ведь недаром после концерта к 150-летию Венской филармонии маэстро был награжден знаком избранных дирижеров — «Золотым кольцом». Нет нужды напоминать, что за свою блистательную карьеру Мути почти 20 лет возглавлял театр Ла Скала, вставал за пульт самых потрясающих оркестров мира — от Берлинской филармонии до оркестра Баварского радио...
— В последние годы, — как рассказали «МК» в дирекции, — команда Кремлевского дворца провела ряд ярких культурных проектов — это и благотворительный концерт победителей конкурса им. Чайковского разных лет (средства от него пошли на восстановление исторического французского органа в БЗК), и очаровательный вечер классической музыки «Венский вальс», и международный форум балетных школ «Три века мирового балета»... Перечислять можно долго. Важно, что дворец, реализовав эти программы, задал себе такую планку, отступаться от которой не намерен. И два концерта Венского филармонического (плюс еще один в зале «Мариинский-2») — логическое звено в этой цепи. Концерты вызвали необычайный интерес, и это говорит о том, что зрители по-прежнему любят и ценят настоящее искусство. Тем более что в зале провели масштабную реконструкцию с модернизацией сценического оборудования.