Один провал на «восемь женщин»

На «Золотой маске» режиссеры стали заказывать на себя рецензии

 «Ну что, пришла писать очередное говно?» — спрашивает меня режиссер Борис Мильграм. И это вместо «здрасьте». С такой оптимистической ноты начинается наше знакомство с его спектаклем «8 женщин», который он привез на «Золотую маску» из Перми (театр «Театр-театр»). Уже после первого акта обозреватели «МК» недоумевали: как вообще такое произведение могло попасть на национальную премию, и аж в семи номинациях? Впрочем, на «Маске» и не такое случалось.

На «Золотой маске» режиссеры стали заказывать на себя рецензии
Фото: Алексей Гущин

Напомним, что режиссер Мильграм в свое время успел поработать министром культуры Пермского края и, похоже, не оставил чиновничьих замашек давать указания даже не подчиненным — что писать: говно или панегирик? С конкретными пожеланиями отправляемся на просторную сцену «Театриума на Серпуховке», где и дают мюзикл «8 женщин» по пьесе 1961 года Робера Тома. Зрители больше знают ее по музыкальной киноверсии, снятой Франсуа Озоном в 2002-м (изящное детективное расследование с роскошными музыкальными номерами). Прямо на сцене установлены зрительские трибуны (300 мест). Здесь же оркестр и восемь артисток разыгрывают, как им кажется, черную комедию, в которой глава семейства в финале стреляется, узнав истинное отношение к себе близких — жены, дочерей, тещи, сестры, в том числе прислуги. Зрители еще не догадываются, что пермский режиссер своим финалом полностью изменил первоисточник. Радикальный прием не мог не отразиться на жанре спектакля, оказавшемся совершенно неопределимым.

Все оркестранты — в белых платьях, включая мужчин. Будет что-то из «В джазе только девушки»? Но ожидания трансформаций не оправдываются ни в первом акте, ни во втором. Музыканты, переодетые тетеньками (платья их кургузы от некачественного пошива), в белых париках играют, немного ходят средь героинь, но… прикол не работает. Во втором акте оркестр переоденут в классический черно-белый прикид и вообще сошлют на край сцены.

Ни для кого не новость, что мюзикл — это музыка. Для пермского театра ее сочинил Виталий Истомин. Все попытки раскопать творческое прошлое композитора успехом не увенчалась: какую консерваторию окончил, писал ли раньше музыку для театра — тайна. Известно лишь, что сочинял для популярных телесериалов: «Албанец», «Менты», «Профиль убийцы»… Похоже, «8 женщин» — его театральный дебют, и, как это часто бывает с неофитами, композитор решил показать все, на что он способен. Здесь живой оркестр, ритм-секция с электроконтрабасом, клавишами и перкуссией. Музыканты играют по группам и тутти, много соло. Немыслимо эклектична палитра жанров: блюз, соул, госпел, рок-энд-блюз, французский шансон, оперная ария. Танго и вальс — самое простенькое, что влито в этот коктейль. К слову, недавно Москве был явлен питерский мюзикл «Мастер и Маргарита», над которым трудились шесть композиторов, а в пермских «8 женщинах» кажется, что их не менее 16 — по паре на каждую героиню. Но в конце концов не так уж важно количество, лишь бы было качество. Увы, на «8 женщин» — ни одного шлягера. Может быть, поэтому композитор Истомин заслуженно не попал в число номинантов на «ЗМ». Как совершенно незаслуженно не попал туда руководитель оркестра Петр Юрков (стоит отметить и достойную работу звуковиков: баланс выстроен грамотно). Зато в номинантах числятся сам режиссер, два художника (декоратор и по костюмам) и четыре актрисы. А вот с этого места — поподробнее.

Если принять на веру факт, что на национальную премию выдвигаются действительно достижения театрального сезона — то, что поражает, удивляет и даже ошарашивает, а также убеждает в том, что прежде ничего подобного не было, — то мюзикл из Перми «8 женщин» вызывает и вопросы, и, простите, подозрение. Либо в некомпетентности экспертов (что не в первой) , либо в излишней лояльности к отдельным персонам. Если сценографию Виктора Шилькрота (одна кирпичная стенка, одна лестница, одно красное авто и наивная анимация, вдруг появившаяся на стене во втором акте) еще можно обсудить с точки зрения рационального использования сцены, то костюмы Ирэн Белоусовой… Тут разводим руками: в шелковых платьях (скорее всего, эрзац) преимущественно красного цвета нет ни стилизации под время (а какое оно?), ни вкуса. Есть ощущение нехватки денег в провинциальном театре, которому хоть как-то надо выйти из положения, представляя у себя в глубинке жизнь буржуа. Хотя Пермь вовсе не глубинка, а достаточно продвинутый в культурном отношении регион.

Четыре актрисы из восьми претендуют на «ЗМ». Вопрос: по игре или вокалу? В первом акте, как и у Озона, каждая из эксцентричных дам в костюмах с элементами красного исполнила свой номер и сделала это как смогла — прокричала, промурлыкала, проскандировала или довольно фальшиво спародировала. Есть еще вопрос: почему именно эту, а не другую четверку выдвинули на «Маску»? Если у Ирины Максимкиной (Луиза) и Эвы Мильграм (Катрин) есть дополнительные бонусы в виде родственных отношений с режиссером спектакля (жена и дочь, и их работы не хуже и не лучше других), то отчего эксперты предпочли Марию Полыгалову (Огюстина) и Ольгу Пудову (Шанель) Анне Сырчиковой (Пьеретта)? Она — единственная по-настоящему поющая артистка в этом октете, для которой Истомин сочинил, пожалуй, самый интересный, реально мюзикловый номер. Может, оттого, что накладной увесистый зад Пудовой и странный выговор (а-ля Одесса) Полыгаловой оказались органичнее для спектакля, построенного на гротесковых штампах и стремлении во что бы то ни стало рассмешить публику.

И совсем непонятно, какие задачи ставил перед актрисами режиссер. Поначалу наблюдалась коллективная попытка играть шаржированную комедию, точно отталкиваясь от собственного названия «Театр-театр», где мы наблюдали комедию-комедию, роли-роли, жесты-жесты, реплики-реплики. Короче, мало не показалось. Ансамбля, чем сильна комедия, режиссер не сложил: сидя в машине, артистки явно скучают и ждут окончания чужой реплики, чтобы начать свою.

Во втором акте ревю сменилось мюзиклом, песни — дуэтами. Музыкальной драматургии это не прибавило — номера так и остались отдельными номерами. И хотя героини немного покружились в вальсе, это тоже мало что изменило, все уже и так поняли: «у нас главное — не танец, у нас главное — песня».

Заключительный ансамбль на финал… Финал окончательно всех запутал, особенно тех, кто прекрасно помнил фильм Озона, но не читал пьесу Тома. В черной комедии герой, узнав подноготную семьи, застрелился (под занавес пьесы и фильма слышен выстрел). Мильграм решил не расстраивать публику, а устами младшей дочери сообщил, что «папа исчез». Куда? Неважно. Режиссер повернул ситуацию так, будто все эти восемь чудовищ — суть одна, и без такой гадины мужчина ну никак не может жить. Где логика? Зачем тогда весь сыр-бор? И тогда почему исчез? Как минимум этот «самоубийца» должен был картинно выйти к своим любимым барышням в красном и завалить красный автомобиль, в котором они сидели почему-то в виде невест, красными розами. Несмотря на то что по ходу действия каждая настойчиво сообщала залу, что весь двор завален снегом. В первоисточнике действительно веселая семейка готовится к встрече Рождества, и служанка с негритянским задом устанавливает елку.

Так вот, музыкальный ансамбль на финал тоже не потянул — оказался крайне банальным и напоминающим… Как ни странно, на нем же построили бисовку, что как раз не соответствует канонам жанра: для бисовки выбирают самую «забойную» и хитовую тему из середины шоу. Но таковой у «8 женщин» не нашлось.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру