Сначала, впрочем, «кризисный менеджер» расставила все точки в отношении собственного статуса:
— Ровно сегодня я перестала быть директором Театра Виктюка — театр поплывет без меня со своей судьбой и своей жизнью. Я сделала там все, что хотела, и дальше перспектив для себя не вижу.
Затем последовал сюрприз: оказывается, с 10 марта Апексимова официально совмещает функции как директора, так и художественного руководителя, то есть на Таганке — единоначалие.
— Ни для кого не секрет, что скандальная слава театра последних лет оказалась сильнее, чем его же творческая слава «золотого периода» с Любимовым, — объясняет Ирина, — я лично не вижу даже близко никого, схожего по харизме (уж молчу о таланте) с Юрием Петровичем. И необязательно репертуарный театр должен быть с худруком. Это всего лишь наша привычка. Надо понимать, что худрук приходит со своей командой, он строит свой театр заново — примеров масса: Любимов и Таганка, Захаров и «Ленком», Табаков и «Табакерка». Этому театру сейчас невозможно дать лидера сверху. Лидер должен родиться, его нельзя просто назначить. Но лидера пока я не вижу. Так что давайте просто работать. Давайте перестанем выходить на забастовки, писать письма, давайте займемся своей актерской специальностью. И, может, тогда желание писать письма отпадет само собой.
— Ирина Викторовна, — спрашиваю, — а как складываются ваши отношения с теневым лидером театра Ренатой Сотириади?
— Мы с нею общаемся по долгу службы. Лично — никаких отношений нет, только рабочие.
— Вы были назначены Капковым, который потом немедленно ушел, и его место занял Кибовский. Преемственность в отношении вас состоялась?
— Судя по тому, что я здесь сижу, — да, состоялась. Тем более что с Кибовским мы знакомы со времен начала реконструкции Театра Романа Виктюка.
На вопрос — кого г-жа Апексимова хочет видеть в качестве режиссера, директор ответила, что «сама ставить спектакли не собирается». Однако «есть намеки» на определенное количество молодых талантливых режиссеров (с которыми Ирина Викторовна ныне встречается) — как российских, так и западных.
— Фамилии называть не буду, это преждевременно. Но мне хотелось бы сделать театр, работающий в разных творческих направлениях — это и русская, и советская драматургия, поиск современных пьес. Пусть театр созревает в разных направлениях.
— Но должен ли он выражать гражданскую позицию по отношению к тому, что сейчас происходит в стране?
— Театр никому ничего не должен. Он должен быть живым и талантливым. Если это талантливо, если это живо, то хочешь не хочешь — это будет отражать политическую ситуацию в стране; уж на что в советское время была цензура, и то появлялись прекрасные спектакли; если даже и зачитывали передовицу «Правды», то там все равно был и второй и третий планы...
...Никаких грандиозных увольнений внутри труппы в ближайшее время не будет. Хотя «люди находятся в состоянии ожидания». Дело в том, что в ближайшие дни правительство Москвы должно принять решение относительно как реконструкции, так и вектора работы труппы — на какой площадке театр поселится на время ремонта, будет ли выполняться госзадание.
— Театр должен начать жизнь заново, — говорит Апексимова, — а то этот сезон игрался на разных площадках, в разных Домах культуры. Когда я только стала директором, выяснилось, что репертуар даже не был сверстан ни на апрель, ни на май. Площадки не были арендованы — это вопрос к предыдущему директору. Требуется экспертиза здания, инвентаризация: исторические декорации находятся в чудовищном состоянии...
Итак, все теперь крутится вокруг «огромной и тяжелой реконструкции», ведь, по словам Апексимовой, хоть театр и встал на ремонт с июля 2014-го, но за это время почему-то «там ничего не происходило» (в смысле ремонтных работ). К тому же были выявлены скрытые дефекты, о которых ранее никто и не задумывался: «у этого замечательного здания просто нет фундаментов»:
— Театр в таком состоянии, что может сложиться в любую секунду. Никто не может сказать, что с ним может случиться. Там и метро под ним, и сточные воды...
— Да, но у нас уже рефлекс: когда мы слышим о фундаментах — сразу думаем, что речь идет об отмыве денег. Если реконструкция этого театра будет стоить запредельные суммы — может, проще его снести?
— Вот специально для вас фотография: состояние фундамента — это не слухи. И это не мешок, куда будут складывать деньги. Все-таки здание — памятник архитектуры. Я не архитектор, не мне это решать. Но место это все равно легендарное. Это здание и так уже выстояло благодаря охранной доске: «В этом здании выступал Владимир Ильич Ленин». Это мне рассказал прежний директор г-н Дупак, который смог отстоять здание, когда Волгоградский проспект хотели дотянуть напрямую до Кремля. Так что сносить не надо. Нужно привести в хорошее состояние. Пока ожидается экспертиза. Будем стараться успеть к 100-летию Юрия Петровича Любимова...