Понятно, что в последнее время тучи над Борисом Мездричем, решившим оставить постановку в афише во что бы то ни стало, сгущались. Скажем, в Минкульте прошло «общественное обсуждение «Тангейзера»», где, впрочем, Мездрич отдувался сам за себя, особенно без слов солидарности от коллег по цеху.
Позже на сайте Минкульта были выложены комментарии авторитетных деятелей театра по проблеме; но если Калягин и Урин высказались достаточно дипломатично, то г-н Кехман в формулировках не стеснялся, заявив: «То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».
В тот момент столь резкое пожелание Мездричу уйти в отставку вызвало удивление у людей цеха, мол, «что ему — больше всех надо, что ли?». И вот мы получаем логическое завершение партии: Кехман — по его собственным комментариям СМИ — будет теперь делить два кресла (как директора Михайловского, так и Новосибирского театра оперы и балета).
Ясно, что Кехман — опытный управленец, он ни много ни мало возродил из творческих руин Михайловский театр, «впрягшись» в дело со всем, свойственным ему, перфекционизмом, стремлением к идеалу. И некогда средняя труппа Михайловского теперь является конкурентом самой Мариинки. Кехман всегда приглашал звезд, умел находить правильных людей, способных поднять театр (Начо Дуато, Михаил Мессерер). Умудрился переманить Наталью Осипову и Ивана Васильева из Большого театра (уникальный случай, обычно всегда было наоборот — все стремились попасть в Большой). И, кстати, даже теперь, являясь прима-балериной Английского королевского балета (Ковент-Гарден), Осипова продолжает оставаться солисткой Михайловского, и трудовая книжка ее лежит там.
Так что дело не столько в Кехмане как таковом, сколько в некрасивости самой истории, когда художественная среда сдала позиции под прессингом «общественного мнения». Не думая, что сегодня постучались к Мездричу, а завтра постучатся к ним. Марк Захаров так прокомментировал эту ситуацию «МК»:
— Мне кажется, что одно из назначений Министерства культуры — защищать деятелей искусства от государства, от церкви, от излишне тенденциозной прессы. Быть на защите интересов людей, которые умеют создавать нематериальные ценности, духовные... Так что сообщение об увольнении Мездрича меня очень печалит. Конечно, он найдет работу, конечно, он уже вошел в историю вместе с Тимофеем Кулябиным, но, тем не менее, все это вызывает очень большие сожаления... Надо людей защищать.
...Ну а концовочка вполне логичная: с понедельника в театре начнется проверка финансово-хозяйственной деятельности, где, наверняка, вскроется масса «ужасающих фактов» о тратах на постановку «Тангейзера».