На Антикварном салоне стало больше воздуха

В ЦДХ галеристы собрались назло кризису

В ЦДХ открылся 38-й Антикварный салон. От прошлых арт-ярмарок эта отличается и внешне (дизайнерским решением), и внутренне (настроением участников и покупателей — в условиях кризиса торг идет по иным правилам). «МК» оценил перемены и состояние отечественного арт-рынка.

В ЦДХ галеристы собрались назло кризису

Экономический кризис всегда влияет на антикварный рынок, но эффект может быть как позитивный (люди бросаются покупать искусство, чтобы сохранить капиталы), так и негативный (коллекционеры боятся прогадать, опасаются и покупать, и продавать). На Западе кризис отразился на арт-рынке ростом продаж: годовой оборот Кристи и Сотби в 2014 году был самым успешным за несколько десятилетий. А что у нас? Антиквары прощупывают ситуацию как раз на Актикварном салоне, который проводится два раза в год — весной и осенью. Если к осеннему салону интерес был невелик (а как раз тогда скакал курс), то к весеннему все, кажется, отошли от шока (ну и курс уже так не «пляшет»).

И что интересно: расстановка сил на 38-м салоне заметно изменилась. На втором этаже ЦДХ меньше галерей. В отличие от прошлых лет здесь теперь больше воздуха. Проходы между стендами стали шире, превратившись почти в аллеи, а сами стенды участников — просторнее (причем цена на их аренду не возросла). «Все выглядит так по-европейски», — дивится главред портала ARTinvestment.RU Владимир Богданов. Зато на третьем этаже ЦДХ, где продают в основном декоративно-прикладное искусство, стало теснее — и участников прибавилось, и потенциальных клиентов тоже. Вообще гостей на салоне не сказать чтоб очень много, но значительно больше, чем осенью. Среди них встречаются и известные люди: так, на открытии салона был замечен Евгений Петросян и Григорий Лепс (последний собирает иконы, но интересовался на сей раз далеко не только ими). А вот политиков, которые до кризиса были активными собирателями, не наблюдается. И в кулуарах говорят, что это очень плохо, ведь политик только одним своим появлением подогревал интерес. Мол, если бы мэр или кто-то из Минкультуры поучаствовал в открытии, то и статус салона сразу подрос бы…

Но то, что покупатель есть, еще не значит, что идет активный торг.

— У вас уже что-нибудь купили? — интересуюсь у директора галереи «Элизиум» Марины Молчановой.

— Пока нет. Но люди приходят, смотрят. Мы, конечно, стараемся делать скидки, за счет комиссии например. В целом кризис ощутим.

У стенда Молчановой на втором этаже зрителей хватает. «Элизиум» выставляет, кроме живописи Филиппа Малявина, Николая Тархова, Леопольда Сюрважа и Александра Альтмана, 9 рисунков Пабло Пикассо. Один из них изображает Юрия Гагарина и голубку — так художник отозвался на полет первого человека в космос. Работами любуются, но не берут. Впрочем, на салоне чаще знакомятся с предложениями галерей, прицениваются, а сделки заключаются после него. Потому и цены часто озвучиваются на салоне устно: если что, их можно скорректировать в соответствии с настроением покупателей.

— Если говорить об общей ситуации на отечественном арт-рынке, то в высшем ценовом сегменте действуют одни законы, а в массовом сегменте — другие. Например, в сегменте до 300 000 рублей люди продолжают охотно покупать. Но только по прошлогодним ценам в рублях. Или в долларах, но вдвое дешевле. Продавцы тоже это понимают или начинают понимать. На аукционах качественные вещи из этого ценового сегмента уходят без проблем, — констатирует Владимир Богданов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру