Капков из дома — мыши в пляс

Реплика Марины Райкиной, редактора отдела культуры «МК»

Что ни день, то доказательство того, что мы несвободные люди в несвободной стране. Однако несвобода продиктована не сверху, не из-за кремлевской стены, а рабской ментальностью. Мы не рабы? Не просто рабы, а мега, гипер и супер. Причем, как показывают последние события, никто не намеревается выдавливать этого раба из себя, как предлагал Чехов.

Реплика Марины Райкиной, редактора отдела культуры «МК»

Возьмем последнее заседание в Московской городской думе, посвященное текущей культурной повестке с обозначением ее проблемных точек. Собрали цвет и полуцвет, не говоря об оттенках. Special гость — новый глава Департамента культуры Александр Кибовский, сменивший на этом посту Сергея Капкова. Капкова в культурном ведомстве нет всего семь дней. Но оказалось, что достаточно какой-то жалкой недели, чтобы поменять вектор отношения с плюса на минус, на 180 градусов.

Еще совсем недавно в той же Мосгордуме Капкову в глаза говорили чистую правду. Прям как в «Голом короле» у Шварца: «В глаза, без страха скажу тебе, старик, вы — гений!» Ну, естественно, другими словами: современный руководитель, грамотная политика, новый взгляд на культуру… Интересно, Капков верил вранью или делал вид, что верил, — теперь кто же его разберет? Да и где он, Сергей Александрович?

А вот все остальные на месте и уже льстиво и, как им кажется, изощренно врут новому начальнику — Кибовскому. Пока не прямо, пока не в глаза, зато с подходцем: мол, предшественник ваш, уж извините, был как-то не того-с, с неправильной политикой, вместо худруков в театры присылал директоров (тут же всплывает всех замучившая сутяжничеством Таганка). Верх дельной мысли — московские парки не должны быть похожи на ЦПКиО им. Горького. А на что же такое они должны быть похожи? На парк Тюильри в Париже или на запущенные угодья с шашлыками и шаурмой на каждом шагу, как еще несколько лет назад?

И ведь что совсем неприятно, отчего совсем неловко и душно становится: никто из известных и влиятельных художников не возразил, не остановил словами типа: «Товарищи, ну не так уж плох Капков, что-то же он столице и ее жителям оставил» (что чистая правда). Нет, с молчаливого согласия правдивых художников Капкова немного попачкали да и... забыли. Сейчас новым «культурным» персонажем надо заниматься. Демонстрировать гражданскую позицию, инициировать, активничать, смело критиковать.

Но за всей этой угоднической и рабской риторикой торчат уши личного интереса. Таким образом началась активная борьба за влияние на нового главу Департамента культуры. Он же был главным по памятникам, он же в театральном или современном искусстве, включая библиотеки, пока не сильно информирован — пора брать в оборот. Цинично? Безусловно. Но начальники приходят и уходят, а личные интересы и амбиции остаются.

Вот, например, Таганка — бесхозная, полуразрушенная от не начавшегося ремонта, доигрывающая в марте по площадкам ДК, а дальше — тишина. Пора брать. И вот на заседании Мосгордумы встает человек с Таганки по фамилии Рыжиков и, представляясь верным учеником Юрия Петровича Любимова, предлагает кандидатуру нового худрука — Евгения Герасимова. Параллельно заседанию Мосгордумы на имя мэра Собянина уже отправлено письмо с такой же просьбой (оно имеется в распоряжении редакции). Откуда же Александру Кибовскому знать, что именно Рыжиков в числе других травил Мастера и вынудил его уйти из собственного театрального дома.

Как будет чувствовать себя Александр Кибовский в такой обстановке? Чувствует ли он фальшь и ложь в текстах мастеров культуры? И как себя чувствуют сами деятели культуры? Рабами?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру