В новой версии балета «Гамлет» обошлись почти без хореографии

Спектакль получился в духе «пьесы без слов»

На Новой сцене Большого театра мировая премьера – балет «Гамлет» - знаменитого киевского хореографа Раду Поклитару и всемирно известного британского режиссера Деклана Доннелана . Музыка – 5-я (первое действие) и 15-я (второе) симфонии Шостаковича.

Спектакль получился в духе «пьесы без слов»
Фото: Дамир Юсупов, facebook.com/bolshoitheatre

тестовый баннер под заглавное изображение

Для балетного театра «Гамлет» - тема не новая, разрабатывалась в этом жанре аж с 1788 года. К ней обращались Бронислава Нижинская (для Парижской оперы, 1934 г.), Серж Лифарь («Гамлет, или Благородный безумец», 1957 г.), Морис Бежар. А Джон Ноймайер для разных трупп и в разные годы поставил аж четырех «Гамлетов», в том числе и «Амлета», в основе которого не только Шекспир, но и средневековые хроники Саксона Грамматика о коварном принце, что притворялся безумным, усыпляя бдительность дяди-короля и хладнокровно истребляя всех, кто стоит на его пути к трону .

В танце тему принца Датского воплощали Рудольф Нуреев (постановка 1942 года Хелпманна впервые исполнена в Королевском балете в 1964 году, а дуэт «Гамлет-прелюд» Аштона артист танцевал в честь юбилея королевы Елизаветы II вместе с Марго Фонтейн). Марис Лиепа снялся в телебалете на музыку Шостаковича. Но абсолютным рекордсменом по числу станцованных Гамлетов является Михаил Барышников: исполнял заглавную партию в балетах Константина Сергеева, Мориса Бежара, Джона Ноймайера.

Был свой Гамлет и в Большом. Только «русский»: именно «Русский Гамлет» назывался балет Бориса Эйфмана (речь шла о царевиче Павле – будущем императоре Павле I, у которого современники находили много общего с судьбой шекспировского героя). Пытался пофилософствовать на тему бессмертной шекспировской пьесы в Большом и британец Кристофер Уилдон, да хореография в результате получилась слишком абстрактной с абстрактным же названипем - Misericordes (Милосердные).

Очередную попытку разгадать шекспировский код сегодня также предприняли британцы – Деклан Доннеллан, большой спец по шекспировским пьесам в драме, и его постоянный соавтор и художник- постановщик Ник Ормерод. В качестве хореографа к спектаклю привлечен руководитель украинской компании «Киев модерн-балет» молдаванин Раду Поклитару, успевший за время постановки «Гамлета» побывать ещё и главным балетмейстером сочинской олимпиады.

- Нас очень часто ругают за то, что за последнее время из театра уходит театр. Вот сегодня как раз тот случай, когда театр возвращается на нашу сцену. Спектакль, который мы сделали – это спектакль для настоящего живого театра - говорит мне за кулисами балетный худрук Большого Сергей Филин. А Доннеллан уверяет перед премьерой: «Главным образом «Гамлета» является человек, который смотрит на череп. Здесь Шекспир поднимает глобальную проблему: исследование утрат и потерь, которые переживает за свою жизнь человек. Новый балет как раз об утратах и потерях: герой теряет рай обетованный – собственное детство, отца, мать, любимых, и в конце-концов жизнь…

Итак… Веселый детский смех, рядом отец, мать, торт со свечами, фотография для семейного альбома… Маленький Гамлет играет с друзьями Офелией и Лаэртом, а на день рождения к нему приходит знаменитый артист – клоун Йорик с разноцветным зонтиком … Первый акт – та самая предыстория, которой нет у Шекспира… Акт второй – могильщики достают из земли истлевший зонтик и череп Йорика. И па-де-де Гамлета с Йориком, который ему является из другой реальности – собственно и есть знаменитое шекспировское «Быть или не быть» - пластическое размышление о жизни и смерти…

«Понял теперь я: наша свобода только оттуда бьющий свет, люди и тени стоят у входа в зоологический сад планет» - этими словами Николая Гумилева можно определить основную концепцию балета Доннеллана-Поклитару. В ее основе – вторая реальность, что открывается на каждом шагу… На каждом шагу - люди и являющиеся к ним тени , призраки… Умирает в страшных конвульсиях отец Гамлета… Реанимация, врачи в белых халатах, убивающаяся в горе Гертруда и утешающий её Клавдий. Тело остывает на кровати… Открывается проем, туннель, «оттуда бьющий свет»… Человек встает и уходит в проем - в общем, все как в фильме «Приведение» с Патриком Суэйзи. Режиссерский ход не новый, но действует безотказно. «Все туда уйдем» - вздыхает сидящая рядом со мной коллега.

Спектакль получился в духе новомодных представлений и «пьес без слов», что так восстребованы сегодня в московской драмме. Хореографии минимум, в основном следующие друг за другом и нанизанные на нить сюжета тщательно выстроенные мизансцены с довольно интересными режиссерскими решениями, сдобренные мимикой, жестом и изобретательным современным танцем. Но все это схематично, рассудочно, и главное безэмоционально. Что называется отменная «пища для ума».

Впрочем, сцена похорон Офелии в которой Гамлет под душераздирающий вскрик толпы вытаскивает покойницу из гроба, сделана сильно и «пробирает до костей». Как и великолепная игра Дениса Савина (Гамлета) и абсолютно всех артистов занятых в спектакле: Анастасия Сташкевич (Офелия), Анна Балукова (Гертруда), Юрий Клевцов (Клавдий), а также Александр Петухов,Игорь Цвирко, Денис Медведев, Виктор Барыкин, Евгений Сазонов и Юрий Островский. Как всегда у Поклитару отменно срежиссированны массовые сцены передающие эмоциональное состояние придворных: подобострастие, раболепство, животный страх перед властителями. Одетые в мундирчики с иголочки кукольные гитлерюнгедовцы, за столом с зеленым сукном военные чиновники… Заканчивается спектакль страшновато… Война между датчанами и норвежцами в разгаре… Туннель… «Оттуда бьющий свет»… Уходящий в проем Гамлет и врывающийся в Эльсинор отряд норвежских спецназовцев с автоматами наставленными на зрительный зал.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26761 от 13 марта 2015

Заголовок в газете: Гамлет уходит в тоннель

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру