Для начала факты совсем недавней истории, от которой никуда не деться - Таганку покидает Любимов - его же артисты просто выгнали. Валерием Золотухиным, единогласно выбранным на пост худрука вместо Мастера, , труппа тоже стала недовольна - не прошло и полгода. На директора Владимира Флейшера, проработавшего два сезона, тоже полетели жалобы во все инстанции - вплоть до высших. Если согласиться, что идеальных людей и уж тем более художников не бывает, не понятно к какому такому идеалу стремится Таганка, сама в своем поведении далекая от совершенства.
Другой вопрос - сможет ли Ирина Апексимова перевернуть ситуацию или станет очередной жертвой "Таганки"? На это ответит время (через год уже будет понятно на чьей стороне мяч) и Департамент культуры, взявший на себя ответственность за решение отправить красивую актрису в клетку с "хищниками". Сегодня же Ирина Апексимова отвечает на наши вопросы.
- Ирина, поздравляю! Но как получилось, что ты, будучи директором Театр Романа Виктюка, дала согласие придти на Таганку? Значит ли это, что ты оставляешь Виктюка?
- Официально я еще работаю в театра Виктюка, у меня 25 -го марта официальное открытие театра после ремонта, я должна довести все до конца. А на Таганку мне предложил пойти Департамент культуры.
- Это такое выгодное предложение, от которого ты не могла отказаться?
- Да, не смогла. Я даже не знаю как правильно ответить на твой вопрос - сначала театр Виктюка (был не подарок), теперь вот Таганка. Как у Лермонтова в "Маскараде", когда баронесса Штраль говорит: "Какая цепь ужасных предприятий" . Ну в моем случае совсем не ужасных - прекрасных предиятий.
- Насчет того, что Таганка прекрасна...вряд ли теперь кто поверит. Тебя не пугает все то, что происходило там в последнее время? История достаточно печальная - и Любимов, и Золотухин...
- Честно? Не пугает. Везде люди, они разные, я иду туда с хорошими целями. Получится - получится, не получится - значит уйду.
- Сколько ты даешь себе времени, чтобы понять - уйти или остаться в театре-неудачнике?
- Как минимум к концу второго года многое будет понятно.
- Какими такими ты, актриса, обладаешь качествами, которые делают тебя несъедобной? Юрий Любимов, авторитет с мировым именем, и тот не устоял, не захотел унижений - плюнул, ушел, хлопнув дверью.
- У меня нет качеств и тем более авторитета Любимова - это минус. Но оно же , наверное и плюс. Я про это не думаю. Если все время думать кто кого съел, то лучше запереться дома и не выходить на улицу.
- Когда департамент предложил пост, ты не брала тайм- аут на размышление?
- Нет, это, наверное, спасает мой природный оптимизм.
- Ты ставила руководству Департамента культуры свои условия? Все ж не на курорт тебя отправляют. Можно и поторговаться.
- Нет конечно. Я не знала, что так можно делать. Ну и не имею я права так разговаривать с людьми, которые мне доверяют.
- Ты представляешь хозяйство Таганки, которое тебе достанется? Не начавшийся толком ремонт и прочее?
- Знаешь, страшнее чем у Виктюка было, вряд ли будет. Вот там все было разрушено, ресторан "Бакинский дворик" с разборками. Меня этим не напугаешь. А сейчас его театр станет уникальной сценической площадкой.
- Все знают, что это твоя заслуга - ремонт в Богом забытом здании в Сокольниках, являющемся к тому же памятником архитектуры. Не жалко?
- Жалко: я положила много сил, буквально с первых шагов начала ремонт, на него ушло года два. А с другой стороны, ну что же мне как Кащею над златом чахнуть?
- Ну например, ты в курсе, что на Таганке разрушен административный корпус и бухгалтерия с прочими службами сидят в гримерках Высоцкого, других легендарных артистов теперь уже прошлого?
- Так они сидят в прекрасных местах. Мы с моей аднистрацией просидели с год в (назовем красиво) мансарде Москонцерта.
- Надеюсь ты уже приходила на новое место работы?
- Приходила. Я спросила: "Где тут служебный вход?". Ну ничего, разберемся.
- Ты такая смелая? Или за тобой кто-то стоит: большие деньги, люди из администрации президента или правительства?
- За мной много поколений хороших, обрадованных, умных людей. Я имею ввиду предков. Много друзей, которые меня любят и верят в меня.
- Меня не оставляет чувство, что не хочешь что-то говорить?
- Я так скажу : нельзя всех людей подогнать под одну гребенку. Недавно у меня было интервью в программе у Киры Прошутинской, и она тоже мне сказала, что не верит мне, ей кажется будто я что-то не договариваю. А мне нечего доказывать и не в чем оправдываться - вот в чем дело.
- У тебя есть своя позиция по ситуации в театре?
- Я не кривлю душой, когда говорю, что не знаю на чьей бы стороне я была. Я уже была директором одного театра, и расставалась с людьми. Кроме того, что я читала о происходящее на Таганке, я не знаю. Мне надо войти, познакомиться с людьми. Более того, я не знаток творчества театра последних лет.
- Приводишь с собой команду?
- Пока не знаю. К Виктюку я пришла одна.
- Тебя не волнует вопрос кто станет твоим худруком? Ведь по сути идешь в горящую избу. Люди там издерганы, все на нервах, срывах. Все время борьба с кем-то, коллективные письма - противно.
- Сама я даже не поинтересовалась насчет худрука. Отвечу попозже на этот вопрос. За мной остается моя любимая профессия.
- Ты еще играешь?
- У меня есть два а спектакля в собственной антрепризе и две концертные программы.
- Может есть идея на Таганке что-то сыграть? Играющие худруки, играющие директора....
- Нет такого артиста, который бы не мечтал выйти на легендарную сцену.
МЕЖДУ ТЕМ
В Департаменте культуры опровергли слухи о назначении на Таганку Евгения Герасимова в качестве худрука. Дело в том, что вслед за новостью об Апексимовой стало известно, что артисты Таганки якобы хотят видеть худруком актера Евгения Герасимова. И даже направили письмо лично Герасимову и в вышестоящие инстанции. Но, как ответили «МК» в Департаменте культуры, вопрос о назначении худрука не первоочередной: «Мы только что назначили директора — Ирину Апексимову. Ей предстоит большая работа. Что же касается худрука... Это вопрос сложный, и его надо решать вместе с Союзом театральных деятелей», — сказала руководитель управления по работе с творческими организациями Наталья Дрожникова.