Глава Госфильмофонда Николай Бородачев уверен: «3D изобрели советские инженеры»

Мужья Анны Карениной

В подмосковных Белых Столбах проходит в эти дни XIX фестиваль архивного кино, организованный Госфильмофондом РФ. Среди его гостей — киноведы из России, Японии, Южной Кореи, Германии и классик отечественного кино Марлен Хуциев.

Мужья Анны Карениной
«Три встречи». Юрий Любимов и Клара Лучко. Фото предоставлено Госфильмофондом РФ

Показывают тут исключительно кинораритеты, и даже известный фильм непременно будет отличаться от своей прокатной версии, как было с картиной «Так я пришел» венгерского режиссера Миклоша Янчо. Снята она 51 год назад с участием юного Сергея Никоненко, сыгравшего советского солдата Колю. Представляя фильм, Никоненко вспоминал, как на пробах Янчо попросил его рассказать на камеру анекдот. Что он и сделал — и, оказалось, подошел на роль. В 1964-м поехал на съемки в Венгрию. Янчо требовал от актеров «обезжиренной интонации» и «нулевого темперамента».

Из архивов извлекли ветхие кинопробы к фильму «Анна Каренина» Александра Зархи 1967 года, тщательно их восстановили. Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль, была вне конкуренции. А вот на Вронского предполагался Олег Стриженов, но сыграл в итоге Василий Лановой. На роль Каренина претендовали Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Андрей Попов и Николай Черкасов, для которого представленные кинопробы оказались последними. Он к тому времени уже страдал эмфиземой легких, с трудом дышал и вскоре умер. Иначе Каренина Николай Гриценко мог бы и не сыграть.

Украшением программы стал восстановленный стереоскопический фильм «Майская ночь, или Утопленница» Александра Роу, снятый в 1952 году по повести Гоголя. Это хит 1960-х. Так что объемное изображение появилось у нас задолго до нынешнего 3D. Руководитель Госфильмофонда Николай Бородачев постоянно повторяет: «ЗD изобретено советскими инженерами. Первая такая картина появилась в 1939 году и хранится в Госфильмофонде».

В «Майской ночи» дебютировала в роли Ганны тогда еще студентка Татьяна Конюхова. После того как Роу ей сказал: «Вас озвучит другая актриса», и она решила, что ее жизнь в кино закончилась, и написала заявление директору ВГИКа (тогда так называли ректора) — решила расстаться с профессией. В Белые Столбы Конюхова приехала с кладбища, где с коллегами навещала покойную Римму Маркову: прошло 40 дней со дня ее ухода.

Другая дебютантка — Лилия Юдина, сыгравшая Панночку, ныне актриса Малого театра, — представляя картину, вдруг вспомнила, что должна была сыграть главную роль в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Записала одну песню, на нее были сшиты костюмы. Но руководство Малого театра не отпустило Юдину с гастролей в Челябинске и Магнитогорске. Разразился жуткий скандал, могущественный Иван Пырьев рвал и метал. «Было указание на «Мосфильме»: не снимать меня два года. Не сложилась моя жизнь в кино. Сегодня я подумала: наверное, зря. Надо было совмещать театр и кино, а я посвятила себя сцене, отказывалась от киноролей», — рассказала Лилия Юдина.

Еще одна удивительная находка — американская комедия «Очертания морского берега» 1921 года (единственная копия в мире) с участием последней живой звезды немого кино. Дайане Серре Кэри сегодня 96 лет, а тогда было три года. Называли чудо-ребенка Бэби Пэгги. Еще три года назад она посещала фестивали, а теперь ограничилась длинным письмом сотрудникам Госфильмофонда. Она очень удивилась, что уцелел этот маленький фильм, считавшийся утраченным. Бэби Пэгги была очень популярна в СССР. В 1926 году о ней даже вышла брошюра. С 1921 по 1924 годы она снялась более чем в 150 фильмах! Такого чудо-ребенка хотели вырастить и у нас, но не получилось. Показали три картины с участием Бэби Пэгги. Особенно хороша она в картине «Мили улыбок» 1923 года — в роли близнецов, разлученных в детстве; одна из малышек становится в пятилетнем возрасте работницей железной дороги.

Кинопробы «Анны Карениной». Татьяна Самойлова и Николай Черкасов. Фото предоставлено Госфильмофондом РФ

Отдельная программа посвящена 70-летию со дня окончания Второй мировой войны. Среди раритетов — считавшаяся «лакировочной» картина «Три встречи», снятая в 1948-м силами Птушко, Пудовкина и Юткевича при участии Михаила Ромма. Война советской стране — не помеха. Она процветает. Снимать фильм изначально поручили Александру Птушко — после того, как он закончил «Каменный цветок». Но отснятый на чехословацкой студии «Баррандов» материал выглядел пародийно, особенно сцены колхозной жизни. На подмогу бросили мастеров. Всеволод Пудовкин отвечал за колхозные сцены. Метеоролога Рудникова сыграл тогда еще молодой актер Юрий Любимов, который годы спустя возглавит Театр на Таганке.

Фронтовики, а среди них и герой Любимова, возвращаются домой. Изначально они ехали в купейном вагоне, а потом их перевели в плацкарт. И ехали они из Европы, но и это отменили, как и от сцен со Сталиным отказались, поскольку герои показались недостаточно торжественными для такого случая. Герой Любимова намазывает лицо жиром — мороз-то стоит 40-градусный, надевает шубу и на упряжке собак отправляется в поисках полярного сияния. Удивительно, но мало кто Любимова узнал.

Его возлюбленную по фильму — геолога Бэллу — сыграла Клара Лучко. А вот пассией героя Николая Крючкова стала стахановка Оксана Остапенко в исполнении Юлии Борисовой. Никого, кроме нее, из создателей картины уже нет в живых. Оксана работает на Урале, думает о стране — не о себе, любуется заводскими трубами и произносит фразу: «Станок стал моим другом». Когда организаторы фестиваля позвонили Юлии Борисовой, она находилась с Театром им. Евг. Вахтангова на гастролях в Лондоне. Спросила, какую картину ее приглашают представлять, а узнав, что «Три встречи», произнесла: «О, Господи!» У фильма трудная судьба. Его авторов объявили «безродными космополитами», в прокат фильм выпустили только через год и только в провинции. А потом и вовсе сняли с экранов…

90-летие Марлена Хуциева (оно — впереди, 4 октября) отметили показом материалов, не вошедших в его «Заставу Ильича». Комментируя их, классик приговаривал: «Я даже забыл про существование этих кадров». Показали и рабочий материал фильма «Невечерняя», над которым он работает. Хуциев сказал: «Меня задевает всю жизнь, когда говорят, что Хуциев долго снимает. Дело в том, что Хуциев не всегда работает в комфортных условиях». Он вспоминал, как в 1937 году потерял отца, и знаменитую сцену своего героя с погибшим на войне отцом адресовал своему папе: «Это все, что мог бы мне сказать мой отец».

Хуциев вспомнил, как режиссер Луков пришел на показ «Заставы Ильича» в орденах и снял их во время просмотра. А потом сказал, что у него было два мощных впечатления: «Земля» Довженко, «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна, а теперь прибавилась «Застава Ильича».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26751 от 27 февраля 2015

Заголовок в газете: Мужья Анны Карениной

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру