— Один из проектов, который я долгое время курировал, — говорит Евгений Герасимов, — это как раз библиотечное дело. Был принят (в Москве) закон о библиотеках, причем в моей редакции. И он лег в основу федерального закона о библиотеках. Одна из важных составляющих — острая необходимость оцифровки фондов. Если нам говорят — «а на это нет денег», давайте посмотрим — а кто за это отвечает? Почему нет денег? Московские библиотеки уже несколько лет подряд, благодаря внесенной мною поправке в бюджет, получают 100 миллионов рублей на оцифровку. Каждый год. И наиболее ценные книги практически везде уже оцифрованы...
А ИНИОН — это библиотека федерального уровня, относится к Академии наук. Когда шли все эти скандалы вокруг имущества Академии наук, руководству РАН предлагали — давайте вам в управление дадим грамотного менеджера, чтобы сохранить ваш потенциал, чтобы ваше имущество не расхищалось, не теряло ни финансовую, ни культурную форму. Нет, они решили всё сами: ничего никому не отдадим, сами будем руководить, мол, это наши земли, это наши помещения. И вот к чему все это привело.
— А библиотеки московского подчинения, так понимаю, сейчас выходят на иной качественный уровень?
— Так мы боролись за них! Чтобы ни одна библиотека не была закрыта. Мне говорили — «а вот сюда и сюда мало ходит народу». Что значит — мало ходит? Надо их сделать более привлекательными! И мы это сделали. Библиотеки сегодня — это целые интернет-центры, работающие как гостиные... я давно это предложил, и многие за эту идею ухватились. «Ночь в библиотеке», «Ночь в музее» — все эти идеи вышли из Мосгордумы, в нашей комиссии по культуре они возникли.
— Актуальный вопрос — продление времени работы библиотек...
— И этот вопрос получает отклик в правительстве Москвы. Я сам воспитывался в Добролюбовской библиотеке, которая на Смоленской находится. Золотое время. Вот ты приходишь — и чувствуешь запах книг, сразу хочется читать по многу часов... в тихом читальном зале сосредотачиваешься как нигде! Так что на момент экзаменов и сессий библиотеки вполне бы могли работать круглосуточно. Ночью — самые замечательные занятия, это я по себе знаю.
— Все скажут — «а где деньги на персонал, чтобы она всю ночь работала?».
— Ну, ребятки... если это нужно — значит, и деньги можно найти. Тем более что в библиотеках московских работают потрясающе грамотные и образованные люди, которые всегда помогут найти нужную книгу.
— Но молодежь часто предпочитает искать все в Интернете...
— Интернет — это совсем иная среда. А при квалифицированном проводнике, среди тысяч книг, в особой ауре читального зала это другие, совершенно потрясающие занятия, оставляющие отпечаток на личности. Когда я учился в Щукинском училище, то часто приходил в библиотеку и просил у служащих найти мне отрывки для показов. Мне находили, приговаривая «а это Щукин раньше играл, а это Щепкин играл, а эти отрывки Яблочкина читала, а вот эту книжку сам Ульянов много раз брал и готовился». Разве это сравнится с Интернетом? Это же так здорово, когда ты берешь в руки такую книгу, дышащую историей!