Во-первых, Валерий Гергиев (как сопредседатель оргкомитета КЧ) сразу же отмел какую бы то ни было политизированность смотра, отметив, что «трудностей, переполняющих мир, — множество», но конкурс должен сплачивать людей, хотя... хотя маэстро с прискорбием смотрит на то, что творится в мире в целом, куда мир катится, — «всё это вызывает серьезные опасения».
— Хотелось бы, чтобы наши дети, внуки жили в защищенном мире, — покачал головой Гергиев, — но пока я этой защищенности не ощущаю...
Во-вторых, главный акцент КЧ — это не только сам ход конкурса (хотя ясно, что над этим сейчас все работают), сколько судьба молодых дарований уже после смотра: «это и есть самое важное — чтобы у талантов сложилась биография».
— А то, — продолжает маэстро, — одни перегорают через год, другие ломаются через два... как раз не надо, чтобы у них было сразу по 200 концертов в сезон, как того могли бы желать их агенты. Далеко не все выдерживают испытания временем, увы.
С другой стороны, Гергиев от себя делает все, чтобы лауреаты в дальнейшем поиграли в лучших залах мира и с лучшими оркестрами: уже есть гастрольные договоренности как по России, так и по Азии, Европе, Америке. Это и есть главный бонус КЧ, превосходящий по значимости даже денежные призы (Гран-при — $100 000, I премия — $30 000).
Более того: были обнародованы составы жюри, так вот в фортепианное судейство войдет знаменитый Мартин Энгстрём, основатель теперь уже легендарного фестиваля в Вербье; в певческое — Сара Биллинхёрст, проработавшая 20 лет в качестве зам. гендиректора по художественным вопросам в Метрополитен-опере (через ее руки прошли все лучшие вокалисты современности); там же, у певцов — Ева Вагнер, правнучка композитора Рихарда Вагнера, в 2008-м возглавившая фестиваль в Байройте...
Эти имена также не позволяют усомниться в качестве судейства, — все будет максимально прозрачно (конкурс в хорошем качестве будет идти в прямой интернет-трансляции, что, ориентируясь на количество «заходов», может быть гораздо значимее, чем иное освещение телеканалами); в жюри нет «педагогов», а среди участников — «их учеников» (хотя Гергиев отметил, что зацикливаться на этом пункте не стоит — «Я лично участвовал в двух конкурсах, на одном присутствовал мой педагог (Илья Мусин), на другом нет, — так вот, без педагога в зале мне было играть гораздо свободнее»).
— Просто у нас принято — сразу подозревать членов жюри в каких-то договоренностях между собой...
— Да и вообще, — подхватывает Денис Мацуев, — сидеть в жюри — врагу не пожелаешь, настолько все в музыкальном мире друг с другом знакомы, и взаимосвязаны... Очень здорово, что расширены возрастные рамки КЧ — от 16 до 32 лет (ведь смотр помнит блестящую победу как 16-летнего пианиста Григория Соколова, так и победу Елены Образцовой, которой было уже за 30).
В скобках Денис отметил, что по регламенту в КЧ не могут участвовать 12-15-летние пианисты, — «но они бы составили очень серьезную конкуренцию даже зрелым ребятам». «МК» же интересовал вопрос о предварительном прослушивании, которое начнется до смотра — чуть ли не с 1 июня. Впрочем, как отметил г-н Шалашов, потенциальные участники все равно присылают свои видеопрезентации, эта форма (спорная) пока еще никуда не ушла; а вот дальше уже жюри (по возможности — при участии первых имен) прослушает ребят и в живую:
— И тут очень важно, чтобы никто из талантов случайно не остался незамеченным, — отметил Валерий Гергиев, — кроме того, участники должны рассчитать свои силы (ведь КЧ длится с 15 июня по 3 июля).
Пока подано более 200 заявок из 29 стран, но до 1 марта их число, вероятно удвоится. «Традиционно лидируют россияне, китайцы, южнокорейцы и японцы».
— Но мы не гонимся за тем, чтобы заявки свои подали как можно больше людей, — заметил маэстро Гергиев, — этот конкурс не может и не должен рассматриваться как обыгрывание между другими конкурсами (хотя осенью грядет не менее значимый смотр — конкурс им. Шопена в Варшаве, — Я.С.); конкурс Чайковского — это если и не «Конкурс конкурсов», то, как минимум, один из самых представительных форумов на планете. И мы ждем от ребят смелой, без оглядки творческой работы. В добрый путь!