Валентина Талызина: «Я никогда не просила ни ролей, ни зарплаты, ни квартиры!»

День несвятой Валентины

 Все ее роли и в театре, и в кино были сразу замечены и оценены по высшему баллу. Ее голос, без преувеличения, знает вся страна. Имя давно стало брендом. Жизнь удалась! Но везунчиком ее не назовешь. За Талызину некому было замолвить слово. Разве что той девочке из зерносовхоза «Борисовский», которая с фанерным чемоданчиком, в мужской тенниске и клетчатой юбке села в плацкартный вагон поезда Омск—Москва, чтобы выучиться на артистку. И столица, слезам не верящая, покорилась этому сибирскому таланту. Сегодня любимая актриса празднует юбилей.

День несвятой Валентины

Прозрачные глаза с искорками смеха, светлые волосы, зеленая кофта. И рыжая гвардия в полном составе: кошки Ася, Зина, Нюра и кот Пацанчик, единственный мужчина в женском царстве. Картина маслом. Не могу скрыть восхищения.

— Вот сейчас ты меня застала без всякой косметики, но когда грим, прическа — совсем другое дело, — соглашается Валентина Илларионовна, — хотя эта цифра — 80 — напрягает, конечно. Я немножко расстраиваюсь.

— Вы — блондинка, а значит, дама червей, но по характеру вы все-таки пиковая дама.

— Пиковую даму я сыграла, слава богу. И делала ее не трагической. Я играла ее в кукольном театре, она была куклой. Она у меня картавила, «р» не выговаривала и «в» тоже. Моя графиня была влюблена в человека, которому она открыла секрет трех карт.

— Я бы могла представить вас в этой роли на сцене драматического театра.

— Роль, конечно, моя. Но не дают. Я бы и еще кое-что хотела сыграть, но актерская профессия самая зависимая. Один продюсер сейчас мне предложил пьесу на двоих. Сюжет такой: Роза Марковна уезжает в Америку, и домработница ее собирает — это забыли, то не положили, а еще сверточек с едой не забудьте — там поедите. Роза Марковна раздраженно на нее покрикивает. Она в волнении, сидит на чемоданах. Наконец приезжает в аэропорт, регистрируется на рейс и вдруг понимает, что никогда никуда не уедет, и возвращается домой. Мне предложили роль домработницы. Я сказала: «Нет. Я хочу играть Розу Марковну!» Есть потрясающая артистка Роза Хайруллина! Она блистательная, резкая, без «ути-пути». Если она согласится играть домработницу, у нас будет феерический альянс!

— Вы всегда добавляете свои краски в роль. Думали уже, как достоверно изобразить Розу Марковну? Все-таки еврейскую женщину вы еще не играли.

— Нет, но однажды меня пригласили играть Эсфирь Наумовну. Правда, кино, к сожалению, не состоялось. Я позвонила тогда своей подруге Розе Литвиненко в Новосибирск: «Роза, я буду играть старую еврейку, какой акцент мне добавить?». Она сказала: «Валя, никаких грассирующих «р» и прочих отличительных черт — ничего этого не надо! Ты должна сделать такую Эсфирь Наумовну, как Фаина Раневская в «Мечте» Ромма, когда она говорит свой монолог сыну через решетку. Это гениальный эпизод мирового класса.

— Из чего только не черпаются штрихи! Больше всего из каких-то жизненных наблюдений, наверное?

— Я помню, как в Нью-Йорке после спектакля «Двое с большой дороги», где мы играли с Борей Щербаковым криминальную пару и у нас присутствовал небольшой бандитский сленг, я утром пошла в магазин и встретила трех женщин из Винницы. «Мы видели вас вчера в спектакле!» — приветствовали меня бывшие соотечественницы. «Понравилось?» — «Нет, не очень». — «А что вам нравится?» — «Приезжал артист один, стихи читал про любовь. Это понравилось». — «А как фамилия артиста?» — «Не помним». — «Юрский, что ли?» — «Да, кажется». Я подумала: из Винницы, а понимают. Им нужна высокая поэзия.

— У вас много потрясающих и незабываемых ролей, но все равно есть ощущение, что зрители видели не все бриллианты вашей короны. Почему вы не просили режиссеров дать вам роль, которую вы бы сыграли лучше других?

— Я близорукий человек. Когда он снимает очки, находится в каком-то вакууме. До ближней стены он видит, а дальше — ничего. Эта неизвестность давит, и человек становится пришибленным, неуверенным.

Совсем недавно у меня был рождественский концерт в католическом соборе Непорочного Зачатия Девы Марии на Малой Грузинской улице. Участвовал взрослый хор, звучал орган, а режиссер Саша Тепцов привел детский хор «Преображение» под руководством Миши Славкина. Года три назад мы встречались в Пушкинском доме, и я была поражена голосами детей. Это больше, чем искусство. Я никогда никого ни о чем не просила. Ни ролей, ни денег, ни квартиры, а тут подошла к Славкину и, потупив глаза, сказала: «Если вам нужна чтица для хора, то я готова!» Он посмотрел — и все. Не позвонил и ничего не сказал. Знакомство оборвалось. И вдруг все сбылось, как по волшебству. Когда я читала строки «и в небе ангелы поют», вступал детский хор — это было что-то невозможное!

— Когда вы после театрального училища пришли в Театр имени Моссовета, у вас была наставница Вера Марецкая. А какая молодая актриса может похвастаться тем, что ее наставница Валентина Талызина?

— Юрий Завадский всем народным артистам поставил такую задачу. Вера Петровна Марецкая выбрала меня. Сегодня такой традиции нет, но я и так подхожу к хорошей артистке Марине Кондратьевой и подсказываю какие-то нюансы.

— С удовольствием смотрела вас в «Свадьбе Кречинского». Ваша Атуева становится центральной героиней. Зал стонет от смеха. Тоже добавили штрихи? Режиссер Павел Хомский принимает ваши идеи?

— Я понимаю Павла Осиповича с полуслова. Мне хотелось с Расплюевым спеть романс. Спросила: «Можно я здесь спою?» Павел Осипович говорит: «Валя, не надо!» Или мизансцена, когда деревенский жених подцепит Лидочку вальсировать, а танцует он ужас как плохо — и они могут ляпнуться. Я издаю крик. Когда кто-то падает, всегда кричат. Павел Осипович сказал: «Валя, пусть ляпнутся, но без крика». Он меня периодически осаживает.

— Вам предлагали сыграть роль Ванги в телесериале. Почему вы отказались?

— Я даже не поехала пробоваться. Ванга — это феномен. Когда к ней приходил человек, она могла рассказать о нем все, и о тех ушедших, которых видела рядом с ним. Ванга говорила: «Как вы только подумаете об умерших, они сразу приходят к вам. Только вы их не видите». У нее был голос, который ей очень много говорил. У каждого человека есть голос, но мы слышим его редко.

Недавно я ездила с телевизионщиками в Болгарию. Побывали в Петриче и Рупите. Когда светит солнце, там очень тепло, а когда оно заходит, сразу становится холодно. Кругом горы, и вершины покрыты снегом. Я очень замерзла. Вижу: стоит болгарин и перед ним на прилавке бутылки. Спрашиваю: «А что это такое?» — «Ракия!» — «А из чего пить?» — «Из крышечки!» Из крышечки я никогда не пила. Одну крышечку выпила. Говорю: «Давай вторую!» А потом: «Давай третью!» Правда, закусить было нечем, но я согрелась.

— Слышала, что вы пожелали к юбилею икону «Неупиваемая чаша». Вам-то зачем?

— Кому-то сказала по секрету, и вот уже слух пошел. У меня этой иконы нет. И мне она нужна. Вообще-то у меня с алкоголем проблемы нет, а раньше были. (Смеется.)

— Когда-то вы обижались на Барбару Брыльску, которой досталась вся слава фильма «Ирония судьбы», а она вам даже спасибо не сказала, хотя ваш голос во многом сделал роль Нади. Но вот вы вместе снялись в продолжении. Какие у вас отношения?

— Как будто никогда не ссорились и были лучшими подругами. Все забылось. Мне кажется, она что-то поняла. Стала мягче, приветливей. У нее очень маленькая пенсия в Польше, и она с удовольствием приезжает в Россию. Барбара мне подарила банку сушеных белых грибов. Оказывается, она сама собирает грибы и сушит. Это искусство.

— Валентина Илларионовна, не обижаетесь на дочь, что она поменяла фамилию Талызина на Хаирова, чтобы дистанцироваться от мамы?

— Нет, я спокойно к этому отношусь. У нас сейчас потрясающие отношения. Я помягчела с возрастом и поняла, что надо поставить себя на место другого человека, чтобы понять, почему он поступил так, а не иначе. Понять и простить. Лучше прощения ничего нет.

Ксения стала сниматься. Сыграла одну из центральных ролей в телесериале. В Батуми на холоде 8 часов снималась, простыла ужасно. Нахлебалась трудной актерской профессии сполна.

— Ваша внучка Настя училась в балетном училище. У вас даже станок в комнате стоял. Сейчас его нет.

— У Насти была серьезная травма колена. К сожалению, проблема осталась, и с балетом — увы, все. Насте 15 лет, она пишет стихи, и неплохие. Откуда в ней это? Я двух строчек не написала в своей жизни.

— Зато вы написали книгу «Мои пригорки, ручейки». Честно и резко. Никто не обиделся?

— Вроде бы нет. Сказали, что еще мягко написано. Книга разошлась полностью. Люди говорили, что читали на одном дыхании.

— Что Театр имени Моссовета, в котором вы служите всю жизнь, готовит к вашему юбилею?

— В день своего рождения выйду на сцену в спектакле «Свадьба Кречинского», а потом будет вечер. Вот Алиса Бруновна умная. Она категорически запретила все юбилейные торжества. А я немножко дала слабину. Директор театра Валентина Тихоновна Панфилова жестко сказала: «Это не только твой праздник. Это и наш праздник».

— В семейном кругу будете отмечать?

— На столе будут белые грузди и отварная картошка со сметаной. Это не у каждого есть. И приготовлю утку, наверное.

— Валентина Илларионовна, вы ведь любите анекдоты!

— Расскажу. Лондон. Израильское посольство. Выходит сотрудник во двор, а там палестинец в чалме, с бородой, в длинной рубахе. Дипломат застывает как вкопанный: «Что вы здесь делаете?» — «Я ищу работу!» — «Вы — у нас?» — «Да. У вас есть вакансии?» — «Есть. Свободно место второго секретаря». Палестинец: «Вы шутите?» — «По-моему, вы начали первым!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26722 от 22 января 2015

Заголовок в газете: День несвятой Валентины

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру