Проблемы, затронутые в "Левиафане" Андрея Звягинцева, пришлись не по душе многим российским чиновникам. Фильм об отчаянии и бессилии человека перед беспределом властей вызвал у них неприятие, при этом большинство из них зачастую даже не видели картину, выходящую в российский прокат лишь 5 февраля.
Ранее своими впечатлениями от завоевавшего и продолжающего завоевывать престижные мировые кинопремии фильма поделился министр культуры Владимир Мединский, заявив, что он не является "российской историей". "Вообще это универсальный сюжет, который мог развернуться в любой точке мира, в том числе и у нас. С бездушием чиновников, круговой порукой можно столкнуться везде. Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает, - сказал он. - Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах «Левиафана» я не увидел. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки - это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения". "Совсем уж перебором" министр назвал то, как в фильме преподнесена тема Русской православной церкви. "За гранью. Это меня сильно и крайне неприятно резануло", - отметил чиновник.
Сегодня же стало известно, что "Левиафан" настолько разочаровал омских чиновников, что они решили объявить режиссера ленты персоной нон-грата. "Я его в гости больше не позову, вот лично я, – цитирует "СуперОмск" начальника кинодосугового отдела местного департамента культуры Сергея Фамильцева. – Потому что он для меня потерял значимость как художник. А безответственный перед своим народом, перед своим зрителем – это уже не творец и не художник, это так, подмастерье какой-то".
Омский чиновник считает фильм "чернухой в стиле 90-х годов, который был сделан в угоду Западу". "Он делает больно России, он делает больно своему народу. Времена чернухи давно прошли. Я понимаю, в 1990-х годах пробовали, старались, из кожи лезли, только чтобы на Западе показали. Почему он не оставил эту подлинную историю непосредственно? Ну, наверное, можно и не спрашивать, потому что так будет более душещипательно и интересно для Запада. Они же хотят нас видеть такими, а он им подыграл. Тягомотный, кинематографический язык не наш. Вроде как и мысль интересная, но в конечном итоге совершенно некрасиво он поступил с Россией-матушкой. Я считаю, что это предательство, тем более сейчас, когда все так сложно, все непросто. А художник в ответе за свои действия, потому что он художник, ему доверяют".
Между тем, деятели культуры Самарской области, а также депутаты, журналисты и клирики написали открытое письмо региональному министру культуры Ольге Рыбаковой с жалобой на местного театрального режиссера Валерия Гришко, сыгравшего архиерея (одна из ключевых ролей) в "Левиафане". "Образ, созданный этим деятелем, является циничной и грязной пародией на русский православный епископат. Нам непонятно такое двуличие: как можно жить за счет бюджетных средств, получать от власти все преференции и в то же самое время участвовать в изощренном поношении Российской власти и Православной церкви?" — говорится в обращении, опубликованном на портале "Самара.ру".
Авторы открытого письма попросили министерство культуры разрешить эту «странную и нездоровую» ситуацию, когда работая в государственном театре (Самарский академический театр драмы), Гришко участвует в съемках "антироссийской ленты". Под обращением подписались, в частности, чемпион мира по боксу Василий Шишов, член общественной палаты Самары и доверенное лицо президента Владимира Путина Андрей Федоров и писатель и кинодраматург Алексей Солоницын.
Сам режиссер, комментируя первые отклики на ленту, удивился тому, что, по одному из опросов, 48% заявили, что считают фильм антироссийским, хотя сами признались, что не смотрели его. "Собака воет, ветер носит. Кто-то что-то сказал, напел дядя Вася, что это надо не любить. Еще есть шанс, надежда, что здравый смысл все-таки пока еще не выветрился из голов моих соплеменников, соотечественников. Посмотрите и сделайте собственное суждение. Мы и так живем во многом суждениями других, что сами себе отказываем в возможности проживать жизнь не под дудку чью-то", – призвал Звягинцев.
Левиафан" снят по мотивам истории ветхозаветного праведника Иова, которого Сатана испытал на истинность Веры всеми земными несчастьями. Режиссер перенес события этого предания в современную российскую действительность, подвергнув сходному испытанию своего героя Николая. Лента интересна философской, идеологической подоплекой, ведь в ходе ее создания режиссер попытался раскрыть темы, которые в прошлом поднимали Достоевский и английский философ Томас Гоббс. К наиболее известному философскому сочинению последнего "Левиафан", посвященному природе власти и способам наилучшего обустройства государства, и отсылает название фильма.
Мировая премьера фильма состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где фильм был удостоен награды "За лучший сценарий". Кроме того, лента уже получила несколько наград европейских кинофестивалей, в частности, Гран-при 58-го Лондонского кинофестиваля, Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Паличе. Фильм уже закуплен более чем в 50 странах. В отечественный прокат фильм выйдет 5 февраля.
11 января лента завоевала "Золотой глобус" как лучший неанглоязычный фильм. Конкуренцию российской ленте в борьбе за “Глобус” составили "Ида" польского режиссера Павла Павликовского, шведская картина "Форс-мажор", работа израильского режиссера о положении женщины в еврейском обществе "Развод Вивиан Амсалем" и эстонская картина "Мандарины".
15 января стало известно, что "Левиафан" пробился на "Оскар". Вместе с российской лентой на награду в категории "Лучший фильм на иностранном языке" претендуют аргентинский фильм «Дикие истории» Даминана Шифрона, эстонская картина "Мандарины" Зазы Урушадзе, "Ида" польского режиссера Павла Павликовски и "Тимбукту" мавританца Абдеррахмана Сиссако.
Британская газета The Guardian включила "Левиафан" в пятерку лучших фильмов года. "Новый русский шедевр, - так охарактеризовал картину ведущий кинокритик издания Питер Брэдшоу. - "Левиафан" цепляет вас с самого начала. Его сценарий настолько захватывающий, что вы ничего не можете сделать с собой, чтобы не досмотреть его до конца". Сам Звягинцев ранее в интервью The Guardian заявил, что был удивлен тем, что его фильм, явно не соответствующий "патриотической" повестке дня в стране и политике правительства, выбран представлять ее на "Оскаре". По словам режиссера, живя в России, ощущаешь себя "как на минном поле": "У вас нет особых перспектив - ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна. У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно".
Продюсер "Левиафана" Александр Роднянский считает, что трагическая история обычного человека, который сталкивается лицом к лицу с бездушной системой, абсолютно универсальна. "История, рассказанная в фильме, имеет прямое отношение к личному опыту обычного человека во многих странах мира. В российском фильме узнают себя и кореец, и бельгиец, и американец, и итальянец, потому что "Левиафан" рассказывает о человеческом уделе, о судьбе. Андрея Звягинцева, как русского художника, вдохновляет великая русская культура, и "Левиафан" стоит на плечах ее гигантов: от Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Достоевского до Солженицына, Пастернака, Шаламова", – заявил он.