— Дмитрий, вас и нас можно поздравить: Олимпиада завершилась, но фестиваль, меж тем, жив?
— Это правда. Все очень волновались — и зрители, и исполнители, многие были уверены, что с концом Олимпиады, закончится и фестиваль. Но хочу напомнить, что все эти годы мы заверяли: Олимпиада — это трамплин, позволяющий привлечь к классике дополнительное внимание, и основная стратегия — сделать форум постоянным. Ведь что тут главное? Главное в том, что люди очень ждут наших концертов. Причем, не только сочинцы.
— Да, помню по прошлым форумам — это, пожалуй, феноменальная практика, когда на классический фестиваль люди целенаправленно едут из Москвы и Санкт-Петербурга...
— Не только из столиц, но и со всей России. И таких зрителей стало значительно больше за последние годы. За билетом-то не надо идти в кассу: всё есть на нашем сайте, по которому, кстати, мы и отслеживаем — из каких городов билеты покупаются. А такой ажиотаж вокруг башметовского форума легко объясним: программа, по своей сути, уникальна, каждый концерт — не просто концерт, который вы и в другом месте сможете послушать, но он особый, неповторимый. И еще одну особенность этого года хочу подчеркнуть: несмотря на всю сложность по части международных отношений, к нам едет множество зарубежных журналистов, которых уже манит сам бренд «Сочи»...
— Вот что хочу уточнить: все основные концерты проходят в Зимнем театре. Музыканты остаются довольны его акустикой?
— Есть вещи, к которым надо относиться как к данности. На сей момент Зимний театр — это единственное здание, где мы можем проводить наши главные мероприятия. Да, есть считанное количество залов в мире с потрясающей акустикой — Большой зал консерватории, Музикферайн, Карнеги-холл... Зимний театр в Сочи не относится к их числу, но другого там просто нет. За восемь лет мы научились приспосабливаться и справляться с некоторыми акустическими нюансами. При этом — зал этот исторический, очень красивый.
— Ходили какие-то слухи о возможной постройке нового зала...
— На вопрос: «Не пора ли строить новый?», — я всегда отвечаю: да, пора. Но... при этом прекрасно понимаю, что крупных больших событий в Сочи не так много, ну и как будет круглогодично существовать зал на 2000-2500 человек? Надо правде в глаза смотреть. Да, люди приезжают на фестиваль Башмета, приезжают на «Кинотавр». Наш фестиваль идет 10 дней, «Кинотавр» — еще неделю, а все остальное время? Я вывел для себя следующую формулу: когда Зальцбургский фестиваль начинался, там тоже не было большого зала; они отлично справлялись «Моцартеумом», плюс придумали какие-то специальные проекты и спецплощадки. Но когда форум разросся, стал занимать в календаре 2,5-3 месяца, когда в Зальцбург стал прибывать постоянный поток туристов со всего мира, — вот тогда они и приняли решение открыть зал на 4000 мест. Так что, всему свое время. Когда наш фестиваль будет идти месяц-полтора — тогда мы подумаем о новом зале.
— Но очевидно, что он должен быть многофункциональным?
— Конечно. И как пример я бы привел GrimaldiForum в Монте-Карло, где можно делать всё, что угодно — оперные постановки, концерты, международные конференции, автомобильные салоны... при этом акустика — невероятная.
— Теперь пройдемся по программе. Джаз, балет, опера, — удивительный сплав всех жанров...
— Повторяю: для нас дело чести, чтобы фестиваль не был набором стандартных концертов. Взять тот же балетный Гала: мы его делали в разных вариациях на протяжении последних пяти лет. И сейчас очень серьезно к проекту подошли — посвящаем вечер памяти Нижинского; в первом отделении показываем номера, которые танцевал сам Вацлав, в исполнении звезд балета из разных театров мира (плюс прочитаем его письма, покажем редчайшие кадры хроники). Ну а во втором отделении «Весну священную» Стравинского станцует Национальный балет Словении под руководством Эдуарда Клуга (причем, его же хореография).
— Что-то удивительное вы придумали с «Кармен»...
— Это будет очень свежий, неожиданный взгляд. Тут мы хотели совместить оперу, балет и драматический сюжет; при том, что довольно далеко отошли от новеллы Мериме. Но вы увидите полноценный музыкальный спектакль с декорациями... за Кармен танцует солистка Большого театра Екатерина Шипулина, за Кармен поет солистка «Метрополитен-Опера» Нэнси Фабиола Херрера из Венесулы (одна из ведущих Кармен в мире). Всё это — некий авторский взгляд Башмета на оперу Бизе, новеллу Мериме и «Кармен-сюиту» Щедрина.
— А симфороковый концерт?
— То же самое: можно было пойти по простому пути — отцифровать песни «Ночных снайперов» и Дианы Арбениной, и сыграть их с симфоническим оркестром. Но решили все сделать более увлекательно, и вы услышите порядка шести оригинальных композиций, специально написанных для большого оркестра и рок-группы. Все они прежде не звучали...
— Приедет ли знаменитый Роби Лакатош?
— О да, и мы соединяем его ансамбль с нашим «Терем-квартетом»: это очень здорово — Лакатош играет цыганско-венгерскую музыку, «Терем», понимаете, это русские народные инструменты... вместе они никогда прежде не играли, хотя и знакомы друг с другом. Каждый из них очень продвинулся в своем жанре — вывел народную музыку на принципиально новый качественный уровень. Не лишне сказать, что Роби считается лучшим цыганским скрипачом в мире, причем, не как-то там абстрактно, а он единственный, кто признан классическими скрипачами. Лакатош в отличных отношениях и с Венгеровым, и с Репиным. Играет на разных солидных фестивалях, включая Вербье. Загадочно улыбается, говоря о себе: «Я бы — ладно, а вот как играл мой отец!.. Жаль, вы его не слышали».
— Самый лакомый кусочек — «бенефис альта с Юрием Башметом»...
— Юрий Абрамович, несмотря на возраст и бесконечное количество регалий, продолжает оставаться человеком увлеченным. Перед Новым годом он часа полтора подробнейшим образом вычитывал всю программу форума, дотошно подходя к каждому концерту. И момент роста фестиваля его очень увлекает; ведь можно было бы делать все «полегче и попроще», но мы развиваемся... Что до репертуара — в концерте прозвучит музыка XX века для альта и симфонического оркестра: Юрий Абрамович решил еще раз покорить вершину, потому что это очень сложный в физическом плане вечер — аж три концерта Леденева, Александра Чайковского и Гии Канчели. «Пусть для меня, как для альтиста это станет неким вызовом», — сказал Башмет. Солисту один-то концерт сыграть непросто, а тут три. За пульт «Новой России» встанет теперь уже маститый дирижер Александр Сладковский (до своей работы в Госоркестре РТ работал в «Новой России»).
— Смотрю, не менее мощным ожидается закрытие: играют победители конкурса Чайковского разных лет.
— Повод очевиден: в этом году 175-летие со дня рождения Петра Ильича, а летом — грандиозный конкурс его имени. Вот и посвятили финал двум этим событиям. Стали думать — как это можно красиво преподнести; родилась идея пригласить лауреатов только первых премий по всем инструментам: приедут скрипач Элмар Оливейра из США (конкурс 1978 года), виолончелист Густав Ривиниус из Германии (1990), пианист Барри Дуглас из Великобритании (1986), ну и наша Хибла Герзмава (1994). Оливейра остается единственным американским скрипачом, который выиграл КЧ; равно как и Ривиниус был первым немецким виолончелистом среди лауреатов. Так что уровень фестиваля налицо. Добро пожаловать!