Каждая картина на выставке — это очень личный рассказ автора, его собственное впечатление от Крыма, рассказанное с помощью красок или туши. Большая часть работ написана в духе реализма или импрессионизма, но есть и более авангардные картины. Художники продолжают традиции, заложенные признанными мастерами прошлого: Айвазовским, Куинджи, Поленовым, Волошиным и сотнями других художников, которые вдохновлялись красотами полуострова. На вернисаже можно найти работы, сделанные еще в конце Второй мировой и позже, на закате Советского Союза. Но большая часть картин написана в 2000-е годы. Отдельным блоком идут работы, созданные осенью 2014-го, когда Крым вновь вошел в состав РФ. Одни художники отправились на полуостров по собственной инициативе, другие попали туда усилиями главы объединения «Новые передвижники» Олега Максименко, который организовал там пленэры.
— До поездки осенью 2014 года я не был в Крыму 25 лет, — рассказывает «МК» художник Василий Вдовин.
Он написал мыс Фиолент с помощью одного мастихина — в технике, свойственной экспрессионистам, однако картина вполне вписывается в импрессионистическую и реалистическую традицию русского искусства.
— Почему вы не ездили туда так долго?
— Когда распался Советский Союз, почему-то не хотелось туда ехать. А осенью прошлого года, на волне общей радости по поводу возвращения Крыма в Россию, решился. И был прежде всего рад тому, как позитивно встретил народ Крыма воссоединение с Россией. Кроме того, для меня Крым — очень личная тема, потому что моя мать крымчанка. Она была болгаркой, и во время оккупации ее, 10-летнюю девочку, вместе с семьей депортировали из Крыма на Урал. Это трагическая страница в истории нашей семьи. Все мы знаем про крымских татар, но было много других национальностей, которых коснулась так называемая репрессивная волна: это и турки, и греки, и болгары. Могу сказать, что Крым ничем не уступает по красоте другим местам, где я писал. Для меня Крым — это русская Корсика.
Для Вячеслава Ленькова, автора идеи воссоздания храма Христа Спасителя, Крым — тоже личная история. Только связана она не с его семьей, а восприятием истории России, о которой у него написано много проблемных, полных символов, работ. Но на этом вернисаже — только его пейзажи. В 2010 году он создал невероятную по красоте и поэтичности марину под названием «И наше море...». Разлапистая туча, утопающая в лучах закатного солнца, маленькая фигура девушки на берегу, и стихи, врастающие в небо... Строки, сочиненные самим художником, отражают его позицию: «Остатки советского прошлого мы здесь наблюдаем вокруг,/ Как много в нем было хорошего, его растеряли мы вдруг,/ Любезный читатель и друг, мы здесь за границею вдруг...».
Личных историй на вернисаже — десятки. Работы висят одна над другой и с трудом умещаются в довольно просторный зал Дома архитектора. А ведь предложено было еще больше картин. Олег Максименко рассказал «МК» о парадоксальном и показательном факте: пейзажи, сделанные с одной и той же точки (причем в труднодоступных местах), приходили к нему сотнями. Кажется, не осталось и сантиметра крымской земли, что не прошагали и не написали современные русские мастера. Политика политикой, но то, что Крым — Мекка для отечественных художников, — факт. Так было, есть и будет.