Денис Мацуев только вышел со сцены в концертном зале Хабаровска.
— Когда уходят легендарные люди — это всегда шок. А когда уходят легендарные да еще и друзья — это... это... даже не знаю как назвать. Какой дар я сегодня получил! Оглушен и шокирован. Для меня она будет всегда жива, уникальная и гениальная дива, действительно «последняя из могикан» как Каллас или Вишневская. Можно не видеть — кто поет, но узнаешь ее с первой ноты, с первого слова. Планетарная женщина.
— Гениальная в любом жанре...
— Абсолютно. В опере, в оперетте, в джазе (который мы с нею играли неоднократно). А взять ее перевоплощения в драматическую актрису, имея ввиду постановки Виктюка... никто никогда в жизни не доберется до такого уровня: будучи обворожительной красоткой в жизни играть такую старуху!..
— Хотя она никогда старухой не была, несмотря на годы...
— Конечно, потому что так и кипела невероятным драйвом, всегда была в уникальном тонусе. Это порода, сильный внутренний стержень! Прекрасно помню наше музыкальное знакомство, когда она приехала ко мне в Иркутск на первый фестиваль десять лет назад с французской программой... я с таким трепетом ждал первой репетиции. Елена Васильевна пришла со своей незабываемой собачкой Кармен. И с первых же нот пошло единение, легчайшая импровизация! Помню каждую ноту с того концерта, правда. А уже спустя две недели она мне предложила исполнить джаз в Большом зале консерватории, — чем безумно поразила свою пожилую публику. Вот такой она была — всегда шла на риск. Авантюристка, в хорошем смысле слова.
— Кстати, это тогда, в Иркутске Образцова сказала, что «рада встретиться с Мацуевым, ведь он — музыкальный хулиган, а я ведь тоже хулиганка».
— Мало того: она заявила, что теперь мы помолвлены. И у всех журналистов, после этих слов, попадали камеры. Потом наедине она мне шепнула — «я и не подозревала, что у тебя в Иркутске так все плохо с юмором». Вот это — типичная она. Ее анекдоты всегда были за номером один, стоило только созвониться по любому поводу — наготове был свежий анекдот «от Образцовой». Причем, у меня такое ощущение, что она их сочиняла сама: не было ни одного повтора, и так всё горячо, остро, современно! Это ее ноу-хау. И перемежалось с такими крепкими словечками, что мало не покажется. Из уст ее это лилось как оперная ария. А сейчас... Боже мой, вот только что делали и концерт памяти Бэлзы, и ее бенефис был в Большом, и летели мы с ней недавно, сидели весь полет вместе, разговаривали. Теперь пустота в душе полная. Ведь от нас ушла абсолютно чистая, светлая, веселая душа. Открытая и добрая. Она с такой любовью к людям относилась! С одной стороны, немножко с подколом, а с другой тут же могла сказать первому встречному — «я тебя обожаю». Катастрофа.
...Дмитрий Бертман дружил с Еленой Васильевной 20 лет. И хотя он многое знал, известие о смерти просто сразило его.
— Я знал о том, что происходило в Германии. И о ее уходе узнал одним из первых. Но поверить невозможно...
— А виделись когда в последний раз?
— Буквально за несколько дней до ее отъезда в Германию, на моем дне рождения. Да, она болела, проходила разные процедуры, но всегда была человеком-праздником, человеком-радостью, и про свое самочувствие говорила шутя. Елена Васильевна — очень сильный человек, и я до последнего верил, что она справится. Никогда в жизни не жаловалась ни на что. Напротив — несла радость и счастье всем окружающим. Не секрет, что она коллекционировала анекдоты. Постоянно шутила, то есть несла положительный заряд. И вот эта ее сила и уверенность давала людям надежду. Кто еще обладает такой же силой... Так что ее уход — крупное историческое событие, сравнимое со смертью Марии Каллас. Образцова не просто звезда, она суперзвезда, она первая. Настоящий образец для всех, не зря ей богом была предназначена такая фамилия. Я потерял очень близкого человека. Помню, как стоял в очереди в Большом зале консерватории за ее автографом... мне было лет восемь тогда. И представить не мог, что когда-нибудь буду дружить с ней, общаться и работать.
...Владимир Кехман, директор Михайловского театра до последнего оставался на связи с Еленой Васильевной:
— Вчера я разговаривал с ее близкими, которые находились с ней рядом в Германии. В какой-то момент ей сделали томограмму мозга — все было прекрасно. 11 дней она находилась в специальном сне, чтобы она не чувствовала боли. Фактически умерла во сне.
— Для чего нужна была такая мера?
— У нее иммунитет был на нуле. Так доктора пытались ее уберечь. Надеюсь, Господь помилует и она будет в царствии небесном. Она была очень верующим человеком. Не говоря уж о том, что являлась выдающейся даже не певицей, а актрисой. Это большая утрата для всей России, для нас, для близких, для нашего театра. Она очень много помогала Михайловскому театру. Последний спектакль, который она пела у нас, был посвящен 50-летию ее творческой деятельности. В 25 лет она спела графиню-старуху — так что мама ее не узнала. До последнего оставалась очень красивой, юной. «Люблю. Мне всегда радость иметь от тебя весточку», — это была предпоследняя смс. Последнюю не могу озвучить, это очень личное. 30-го ей сделали операцию. Врачи все делали, чтобы спасти ее, но Господь имел на нее другие планы.
Владимира Тартаковского, директора театра «Оперетты» мы застаем в аэропорту:
— Она могла превосходно исполнять и оперу, и оперетту, что подтверждает фильм «Веселая вдова», где пела Елена Образцова, Юрий Веденеев, Светлана Варгузова. Безусловно, таких певиц очень мало. Это мощная фигура в оперном мире и вообще в культуре. Очень обидно — остается все меньше людей, которые бы, как Елена Васильевна, несли миру нашу русскую культуру. Я знаю, что она основала фонд, который приносит много пользы, находит талантливых ребят. Это как раз то, чего сейчас очень не хватает — находить молодые таланты.
— Как вам кажется, ее центру удастся взрастить исполнителей высокого уровня?
— Сложный вопрос. Как ни обидно, но часто бывает так, что после смерти своего основателя подобные центры работают более эффективно, чем при нем. Когда человек уходит, на его детище начинают обращать больше внимания, особенно спонсоры и меценаты. Сами понимаете, без денег сегодня невозможно ничего сделать. Надеюсь, ее центр не умрет вместе с ней, а наоборот станет сильнее.
В шоке и балерина Илзе Лиепа:
— Наша семья, конечно, общалась с Еленой Васильевной. Прежде всего мой отец. Это было то счастливое время, когда балетные артисты общались с оперными, ходили друг к другу на спектакли. Когда я только пришла в Большой театр, поставили новую версию «Кармен», где я танцевала, а следующими за мной выходили Образцова и Атлантов. Опера шла на русском, но они вдвоем пели на французском. Это было что-то невероятное! Я наблюдала из-за кулис. Такие впечатления я не забуду никогда. Это сравнимо с эмоциями, которые я получала, когда наблюдала как танцуют великие — Плисецкая, Васильева, мой отец. В этот момент ты совершенно забывал о мастерстве, хотя оно бы совершенно феноменальным, а следил за грандиозной актерской игрой, чувствовал энергетику, которая исходила от этих великолепных исполнителей Елены Васильевны и Владимира Андреевича. Запомнился концерт в Тбилиси, где она выступала в невероятном коралловом платье, очень элегантном. Примадонна! У меня до сих пор не укладывается в голове, что человек такой мощи и энергетики ушел. Вся моя любовь и восхищение ею безграничны...
...Прощание с Еленой Образцовой состоится предположительно (даты уточняются) 14 января в Большом театре; отпевание состоится в храме Христа Спасителя, похороны — 15 января на Новодевичьем кладбище.