От золота скифов до яйца Фаберже: главные культурные события года

«Участниками кинодуэли невольно стали два брата»

Минувший год прошел под знаком Года культуры. Что означало одно: культуре — особое внимание со стороны государства. Насколько власть и мы соответствовали этому году, что хорошего сделано, а за что стыдно — «МК» подводит итоги.

«Участниками кинодуэли невольно стали два брата»

ЖАНР ГОДА открыт министром культуры Владимиром Мединским буквально под конец года. Название — РАШКА-ГОВНЯШКА, — как видим, простое, привычное русскому уху и удобно в употреблении. Теперь художники, режиссеры, музыканты, вознамерившиеся критически отзываться о нашей действительности или правдиво описывать отечественную историю, будут точно понимать, в каком универсальном жанре они работают. И какие санкции за этим последуют.

РЕВОЛЮЦИЯ ГОДА произошла в Театре наций. Как это ни удивительно, но на российской (!!!) земле ее осуществил иностранец — Робер Лепаж из канадской провинции (!!!) Квебек, который поставил спектакль «Гамлет/Коллаж» на всего лишь одного актера — Евгения Миронова, сыгравшего за два часа тринадцать ролей. Но не только в актерском мастерстве дело — Лепаж предложил принципиально новое решение сценического пространства: вращающийся куб, в который помещен артист, находится на классической сцене. Трюк для Миронова сложный, жизненно опасный, но дает потрясающий результат. Подобная техническая революция в театре, без сомнения, может привести к революции художественной.

ПОДАРОК ГОДА сделал коллекционер Александр Иванов Эрмитажу, отметившему в уходящем году 250-летие. Обладатель крупнейшего собрания изделий Фаберже передал в государственный музейный фонд самое ценное свое приобретение: знаменитое яйцо-часы Ротшильда, которое купил в 2007 году на Christie's за $18,5 млн. Самое дорогое изделие легендарной фирмы музею-юбиляру вручил Владимир Путин. На фоне возрастающей истерии из-за мировой политики и финансовой нестабильности особенно отрадно видеть, что традиции меценатства, заложенные Третьяковыми и Морозовыми, возрождаются и все больше коллекционеров делают публичными свои собрания.

ВОПРОС ГОДА задают после ухода из жизни выдающегося Мастера Юрия Любимова: что теперь будет с его детищем — Театром на Таганке? Ясно, что последние скандалы настолько скомпрометировали труппу, что оставить все как есть невозможно. Кстати, ровно этот же вопрос возник годом ранее, после смерти Валерия Золотухина, но тогда из уважения к Любимову и по случаю юбилея Таганки никаких конкретных действий по расформированию театра не предпринималось. Спрашивается — а как теперь быть? Объединить две Таганки или действительно распустить труппу и набрать новую? Министр культуры Москвы Сергей Капков в наступающем году должен встретиться с Калягиным и активом СТД для публичного обсуждения новой истории театра. А может, стоит серьезно обсудить вопрос о присвоении театру имени Юрия Любимова, с которым этот столичный театр ассоциируется во всем мире?

ОТКРЫТИЕ ГОДА состоялось в декабре в музее «Гараж», где появилась первая в России публичная библиотека об истории и теории современного искусства. Крупнейшую коллекцию книг и журналов, посвященных современному искусству, «Гараж» собирал со дня своего основания. Искусствоведы и музеи горячо поддержали инициативу, необходимость в которой назрела давно, и передали в дар библиотеке немало редких изданий. Сейчас в ее фонде более 15 000 единиц хранения, и он продолжает пополняться. Первые читатели оценили комфортную обстановку и современность читальни. Вслед за «Гаражом» публичную библиотеку намерен открыть Музей современного искусства — а это уже тенденция.

ПРЕЦЕДЕНТ ГОДА случился в Амстердаме, где из-за ситуации с Крымом застряла крупнейшая археологическая коллекция музеев полуострова. «Скифская выставка» открылась в музее Алларда Пирсона 7 февраля 2014 года, когда Крым еще был частью Украины, а закрылась уже после референдума. Договор о выставке заключался с Минкультуры Украины (к тому же Нидерланды считают полуостров аннексированным), потому крымскую коллекцию задержали. Правда, киевскому Музею исторических драгоценностей вернули 19 экспонатов — они вне спора. Судьбу экспонатов из других четырех крымских музеев решит международный суд: «Херсонес Таврический», Керченский заповедник, Музей Тавриды и Бахчисарайский заповедник уже подали коллективный иск и обратились в ЮНЕСКО. Ничего подобного в мировой юридической практике еще не было. Очевидно, что решение этого дела будет длительным и, несомненно, войдет во все учебники международного права.

ОТДЕЛЕНИЕ ГОДА совершил Павел Павленский на крыше института имени Сербского. 19 октября художник-акционист появился там совершенно голый с огромным кухонным ножом и отрезал себе ухо, повторив тем самым жест неистового Винсента Ван Гога. «Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях, полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием» — так объяснил свою акцию Павленский. Общество разделилось в оценках радикального жеста художника. И все же арт-сообщество в большинстве своем поддержало его, рассудив, что высказывание, сделанное на языке тела, как нельзя более наглядно отражает происходящее в России.

ГРАФФИТИ ГОДА появились на московских зданиях. Авторы из России и зарубежья оформили 15 фасадов. Приятно, что отдельная программа граффити-проекта, развиваемая Департаментом культуры Москвы, посвящена русскому искусству первой половины XX века и с домов теперь на нас смотрят не сомнительные личности нашей истории, а гордость отечественной культуры — Михаил Булгаков, Игорь Стравинский, Сергей Эйзенштейн, Яков Перельман и Александр Скрябин. А десять работ на фасадах домов, выполненные в технике «сграффито», посвящены персонажам произведений Булгакова.

Фото предоставлено департаментом культуры Москвы

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГОДА - точнее, два фундаментальных труда. Один выпустил Институт всеобщей истории РАН — над энциклопедией «Древняя Русь в средневековом мире» больше 20 лет работали 170 крупнейших ученых России, Украины и Белоруссии. Толстенный фолиант собрал около 3 тысяч статей о жизни древнерусского государства от времен его зарождения в IX веке до монгольского нашествия в ХIII в. и стал большим событием в историографии. Не меньшее значение специалисты придают изданию трехтомной Энциклопедии русского авангарда (ЭРА), материалы для которой искусствовед и издатель Андрей Сарабьянов собирал 20 лет по всей стране.

ДУЭЛЬ ГОДА, участниками которой невольно стали братья Никита Михалков и Андрей Кончаловский. На этот раз оба выстрелили новыми фильмами. Никита Сергеевич наконец-то закончил «Солнечный удар» по произведениям Ивана Бунина с бюджетом более 20 миллионов долларов. Картина, недолго продержавшаяся в прокате, — скорее лучшее за последние годы в творчестве Михалкова. Но ее проигнорировал Венецианский кинофестиваль, при этом пригласивший в конкурс картину Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», которая получила там «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу. Интерес к фильму огромен, а сам Кончаловский вызывает живейший интерес у наших сограждан, обращающихся к нему словно к гуру.

ЗАХВАТ ГОДА произошел в Кривоарбатском переулке. Сотрудники Государственного музея архитектуры (МА) им. Щусева буквально штурмом взяли Дом Мельникова, половина которого находится в оперативном управлении МА. Проживавшую в доме-цилиндре внучку Константина Мельникова Екатерину Каринскую выдворили вон, хотя суд до сих пор не поставил точку в наследственном споре. В Доме Мельникова открылся музей, ведется исследование состояния здания и подвижных грунтов под ним, идет подготовка к реставрации. Об этом мечтали все участники многолетнего спора, вопросы вызывают только методы «отъема». Общественность негодует: разве можно заниматься культурой, а вести себя как рейдеры из лихих 90-х? Хотя если задуматься о том, что ежегодно только в столице — не говоря уже о всей необъятной России — по-тихому уничтожаются сотни культурных объектов, то Дому Мельникова еще повезло.

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ГОДА. Великий мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак Оперы», изрядно побродивший по Европе, Америке и даже Азии, наконец-то прибыл в Россию и занял свое место в театре МДМ. Поставившая это шоу компания «Стейдж Энтертейнмент», таким образом, перешла точку невозврата (не о ней ли поет и Призрак в дуэте со своей возлюбленной Кристин Даэ?), после которой в этом жанре в отечественном театре все должно пойти по-новому.

Фото: пресс-служба театра

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГОДА наблюдалась в столице целый год, ее проводил столичный Департамент культуры. Спасибо ему — теперь не только центру города, но и его периферии должно повезти с объектами культуры. Дома культуры и библиотеки начали новую жизнь. Последние реконструируются, перепрофилируются в медиацентры. Новые библиотеки становятся полноценными культурными центрами, при этом сохраняют свою основную миссию — выдачу книг. А 40 библиотек продлили часы работы и теперь открыты до 22.00.

НЕВИДИМКА ГОДА — это фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева, который, кажется, посмотрел весь мир. Его премьера состоялась на Каннском кинофестивале (приз за лучший сценарий), фильм был выдвинут на соискание приза Европейской киноакадемии, номинирован на премию «Золотой глобус» и уже получил азиатский «Оскар», а также вошел в шорт-лист номинантов американской премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Собрав множество призов на фестивалях по всему миру, вышел в прокат во Франции и других странах. А для российских зрителей так и остается неизвестным. Его выход в прокат откладывается из-за ненормативной лексики, звучащей в кадре, которую, кстати, там и не заметишь, так органично она вошла в речь персонажей. Сам же Звягинцев считает нечестным отказ от речи своего народа.

Фото: Кадр из фильма "Левиафан"

ОТКАЗ ГОДА испытал на себе известный документалист Виталий Манский и его «Артдокфест», один из самых сильных фестивалей документального кино. Под обстрел попадает и Национальная премия в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», оказавшаяся без всякой помощи со стороны государства. И это в то время, когда документалисты остаются самым передовым отрядом современного российского кино. Это по их фильмам потомки будут судить о нашем времени.

УТРАТЫ ГОДА.

Юрий Любимов, Александр Леньков, Галина Коновалова, Николай Пастухов, Татьяна Самойлова, Святослав Бэлза, Георгий Мартынюк, Анатолий Кузнецов, Донатас Банионис, писатель Владимир Орлов, Геннадий Полока, Алексей Девотченко, Илья Рутберг, Борис Химичев, актер Александр Потапов, Майк Николс, Ален Рене, гитарист и исполнитель фламенко Пако де Лусия, Робин Уильямс, Станислав Микульский, Габриэль Гарсия Маркес, художница Екатерина Серебрякова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26712 от 30 декабря 2014

Заголовок в газете: Точки невозврата

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру