В фойе театра чувствуется некоторая нервозность - Сергей Гармаш то и дело выбегает из зала, зовет то одного, то другого артиста, сидящих с букетами вдоль стен и исчезает. Все спрашивают друг друга:
- Приедет?
- Не будет? А как же капустник?
- Да она в пробке, выехала уже. Сами видите, Москва то стоит вся.
Причина коллективной дерготни одна - артисты приготовили для Галины Борисовны капустник, а вечером у них "Три сестры", но не на Чистых прудах, а в ДК на Яузе, где "Современник" ввиду грядущего ремонта играет часть своих спектаклей. А Волчек все нет, а им надо уезжать, а они репетировали - в общем фигня какая-то получается, а не день рождения.
И тогда в пожарном порядке принимается решение - срочно записать пятнадцатиминутный капустник на видео. Вот почему Гармаш, назначенный правой рукой Волчек, собирает в зале артистов и плотно закрывает двери. Играют в пустом зале на фоне декорации Паши Каплевича для нового спектакля и не без сожаления уезжают на Яузу. Через минут двадцать пять Галина Борисовна появляется в театре.
Она только что вышла из клиники, где провела два дня (планово ставили кардиостимулятор). Но слова типа "операция", "врачи" никак не вяжутся с ее внешним видом - прическа, легкий макияж, модная куртка из вязанного меха. Знаю, что Волчек ни при каких обстоятельствах не позволит себе иметь небрежный вид.
- Вы знаете, я не собиралась отмечать день рождения, - говорит она с каким-то чувством вины перед теми, кто ее все-таки дождался. Так вышло. Мы сейчас начнем работать? - спрашивает завлита Женю Кузнецову и первым делом выкладывает на столик пачку сигарет.
Но сначала перед ней все-таки ставят компьютер и показывают капустник, записанный за полчаса до ее прихода. А сочинение в стихах (авторство артиста Андрея Аверьянова) посвящено даже ни сколько ей, а сколько новому спектаклю, над которым работает Волчек - "Двое на качелях". Его-то и разыгрывают на восемнадцать актерских голосов. Мизансцена - худсовет в зале, который решает судьбу будущего спектакля.
Снова двое на качелях. Дело, братцы, не простое
Есть вопрос. В каких же целях на качелях эти двое?
Может, встретились случайно и решили покататься
Попытаемся детально в этом деле разобраться
Может, дети эти двое? Шалуны и лоботрясы?
А, качели, только повод, чтобы убежать из класса?
Или важные заботы им порядком надоели?
И они, что б не работать, взграмоздились на качели?
Или может их достали объективы папарацци
И они от всех сбежали, что б спокойно покататься?...
С этой американской пьесы на двоих в 1961 году началась биография режиссера Галины Волчек. Об этом спектакле, где блистали Татьяна Лаврова и Михаил Козаков, тогда заговорила театральная Москва. И вот спустя, страшно сказать, больше полувека, Волчек возвращается на свои "Качели".
На сцене уже стоит декорация, и Чулпан Хаматова с Кириллом Сафоновым ждут режиссерской отмашки. Но пока есть минута и работа не началась, ей дарят цветы и подарки. Самый смешной - как раз от Сафонова.
- Когда ваши слова не будут до нас долетать на сцене, возьмете вот это, - говорит Кирилл и достает из коробки спортивный оранжевый громкоговоритель, известный в народе как "матюгальник".
Вообще в вечер пятницы в " Современник" приехало немало друзей , пожелавших поздравить Галину Борисовну. Такой день рождения может быть только у Волчек: гости за наскоро составленными столами в директорской ложе, а сама виновница торжества - репетирует в зале, раскачивает "Качели", на которых двое.