На фестивале победила подмосковная свалка

Председатель жюри Александр Митта: «Я оказался среди свободных и талантливых людей... »

Подвел итоги фестиваль авторского документального кино «Артдокфест». В тот же день в 15-й раз вручали Национальную премию в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь». «Лавр», как и фестиваль, не имеет поддержки со стороны государства (Минкульт отказал продюсеру Манскому в какой бы то ни было финансовой поддержке). Но именно Манский поддержал премию в тот момент, когда она была нищей, вкладывал в нее собственные средства. Так что если теперь найдутся охотники забрать «Лавр» себе, Манский не отдаст.

Председатель жюри Александр Митта:  «Я оказался среди  свободных и талантливых  людей... »

Режиссер и продюсер Марина Разбежкина, получая свой «Лавр» в номинации «Лучший по профессии» (в этом году соревновались продюсеры), верно заметила: «Это время совершенно точно для того, чтобы снимать документальное кино». Как не фиксировать все безумие мира вокруг! Что же касается Виталия Манского, то в ближайшие год-два он намерен жить и работать в Латвии и Германии, где есть возможность закончить два проекта. Пока на посту министра культуры Мединский, рассчитывать ему в Москве не на что. Станет ли нынешний «Артдокфест» последним? Манский намерен проводить его в Риге и Москве. Уже в этом году показы прошли и в Петербурге.

Возможно, причина министерского охлаждения связана с программой фильмов об Украине и из Украины на «Артдокфесте». «Реальность на Майдане» продюсеров Александра Расторгуева и Павла Костомарова, по словам Виталия Манского, — украшение фестиваля. В конкурсе участвовала картина «Киев—Москва» Елены Хоревой, произведенная теми же продюсерами и рассказывающая повседневные истории жизни киевлян и москвичей, представителей одних профессий. Потрясающий документ времени, по которому потомки будут разбираться в том, что случилось в наших странах.

Начали вручение с премии «Лавровая ветвь» за вклад в кинолетопись — оператору и режиссеру Петру Мостовому, который не просто фиксирует поток событий, но умеет точно передать атмосферу и вкус времени. Документалист Виктор Косаковский, поздравляя коллегу, сказал: «Поздравляю всех с тем, что все мы еще живы, но раз уж нас решили давить — давайте объединяться». Мостовой в свою очередь наградил дебютанта Дмитрия Рудакова за фильм «Пашки» — о жителе опустевшей деревни, убившем собственного сына и одиноко коротающем свой век. Наивный Дмитрий Рудаков посоветовал руководству фестиваля найти общий язык с Минкультом: «Мы же не террористы — и хотим снимать фильмы о людях, не про политику…» Что-то в этом роде он сказал, аморфное и для документалиста неубедительное. И тут в бой пошла тяжелая артиллерия.

Александр Архангельский, вручавший одну из наград, заметил, что если мы не про политику, то тогда она точно про нас. Андрей Звягинцев напомнил свои же слова на одном из прежних «Артдокфестов»: «Россия, выключи телевизор! Теперь понимаю, какой это был добрый совет». Он вручил награду «Лучший документальный фильм» картине «На пороге страха» покойного Герца Франка и Марии Кравченко. Выдающийся документалист, автор таких шедевров, как «Высший суд», «Старше на 10 минут» и «Флэшбек», Герц Франк ушел из жизни 3 марта 2013 года, не закончив картину. Она рассказывает о нашей бывшей соотечественнице Ларисе Трембовлер, связавшей свою жизнь с убийцей премьер-министра Израиля Ицкаха Рабина. Денис Шабаев получил «Лавровую ветвь» за лучший арт-фильм, запечатлевший его собственное путешествие с дочкой в Швейцарию, а фактически — к самому себе. Денис вспоминает теперь слова своей наставницы Марины Разбежкиной: «Камера умеет лечить».

Лучшим неигровым полнометражным телевизионным фильмом признан «Цвет нации» — режиссера Сергея Нурмамеда, автора и ведущего Леонида Парфенова — о Сергее Прокудине-Горском, родоначальнике цветной фотографии, объездившем дореволюционную Россию и зафиксировавшем ее образ.

Леонид Парфенов на московской церемонии не был, но мы встретились два дня назад в Казани на представлении бренда культурного наследия Татарстана. Леонид Парфенов рассказал «МК» о своих новых идеях.

- Слышала, что Министерство культуры предложило вам поучаствовать в новом проекте…

- В связи с тем, что грядет Год книги, возникла идея заказать фильмы нескольким деятелям документального кино, которые стимулировали бы чтение, рассказывали бы про литературу и писателей. Разные могут быть подходы, но смысл один – не считать книгу чем-то отжившим, вернуться к ней, осмыслить особость культурного носителя. Задача интересная, но пока ни о чем конкретном мы не договорились. Я предложил документально-игровую постановку по книге «Алмазный мой венец» Валентина Катаева. Там видно, как в литературном бульоне живет вся страна, как выход книжки становится сенсацией. Ее все читают. Власти гневаются. Враждуют литературные группировки. Все живут этими текстами. Это очень энергичная, веселая и молодая страна, в которой много чего происходит в 20-е годы прошлого столетия. Как здорово и обаятельно, какое это затягивающее состояние, какая страна, все время спорящая про книги. Партия и комсомол сражаются с «есенинщиной». Маяковский ездит по стране, собирает битковые залы, продвигая себя, свое отношение к искусству, воюя с оппонентами. Луначарский с Павлом Флоренским спорят в Политехническом. Опять же все связано с толкованием текста. Вот как оказывается можно интересно жить! Не знаю, что из этого получится. Есть множество вариантов, но ни один из них не выбран. Стоит ли вообще сейчас об этом говорить.

- Наверняка, это не единственный ваш замысел?

- У меня в этом году вышел «Цвет нации» и самый толстый том «Намедни», охвативший период с 1946 по 1960 годы. Я только выполз из-под проектов. И буду затевать дальше.

- Ваши книги хорошо расходятся? Очень уж дорогое издание.

- Тираж - 420 тысяч экземпляров. Как дешево сделать издание, включающее по 550 фотографий в томе. Все ж права надо купить. Это западное цветоделение, европейская типография и не русская бумага.

Кинорежиссер Александр Митта, возглавлявший жюри «Артдокфеста», все эти дни чувствовал себя счастливым: «Оптимизм в моем возрасте — вещь тревожная. Но я оказался среди такого количества свободных, разнообразных и талантливых людей! Мы купались в реках свободы. Это такое счастье, которое я никогда не забуду». Главную награду «Артдокфеста» он вручил за фильм «Человек живет для лучшего», произведенный в Дании на русском языке. А снимала его польский режиссер и оператор Ханна Полак. 15 лет отдала она этому проекту. Снимала его на подмосковной свалке, где обитают мать и дочь. Ханна и на сцену вышла после очередных съемок. Она все никак не остановится, продолжает усовершенствовать свой фильм. Полак благодарила покойного оператора Вадима Юсова, у которого многому научилась, его коллегу Михаила Кричмана (постоянного оператора Андрея Звягинцева), вдохновившего ее на этот фильм и своих героев: «Спасибо людям, которые жили на свалке и приняли меня. Они дали мне больше, чем я им могла дать». Наград всем не хватило. Программа сильная. Жаль, что не получила ничего Маша Новикова, живущая в Голландии, и уже не раз снимавшая фильмы про Чечню и Кавказ. Ее картина «Олег Климов. Письма к себе» о военном фотографе, возвращающемся теперь уже в относительно мирные места в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне в поисках своих прежних героев, произвела на многих сильное впечатление.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26703 от 19 декабря 2014

Заголовок в газете: На фестивале победила свалка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру