От предсказания здесь никому не уйти — его каждый посетитель получает вместе с билетом на выставку. На маленьких листочках пророческие цитаты из классиков — такие, какие обычно находишь в восточном печенье. Еще одно провидческое послание можешь получить тут же — на входе в музей, где разместились «Обращения к гражданам» Дмитрия Пригова (1986). За эти ироничные и мудрые тексты художника в советское время упекли в психиатрическую клинику (правда, не надолго) — и сегодня они не утратили своей остроты: «Граждане! Все в порядке, как и должно быть!», «Граждане! Из ничего возникают вполне реальные вещи — и мы это можем!», «Граждане! Все, что я писал раньше, отменяется!».
Сама выставка, которую готовила целая кураторская группа во главе с исполнительным директором музея Василием Церетели, представляет собой гигантский лабиринт, занявшийся все залы ММОМА. В экспозицию вошли «цитаты» из каждого раздела музея — это несколько сотен работ. Открывает выставку зал с работами, которые собрал директор музея Зураб Церетели: в 1999 году, когда открывался музей, его основатель передал ему свою личную коллекцию — более 2000 работ. Самые узнаваемые — скульптуры Дали — красуются в центре зала. За ними следует череда пространств, где выставлены самые разные авторы современности - Нико Пиросмани, Давид Бурлюк, Эдуард Гороховский, Александр Соков, Айдан Салахова, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Константин Звездочетов и многие другие. В их работах много иронии и наивности, юмора и серьезности, страха и умиления, цинизма и искренности. Словом, каждый сможет найдет свое пророчество в этом лабиринте из звезд и звездочек современного искусства.
Отдельно стоит сказать о необычном исследование, которое музей сделал специально для проекта — его результаты в виде креативных схем и таблиц заняли стены отдельного зала. Здесь можно найти не только график посещаемости музея (один только филиал музея современного искусства на Петровке принял в этом году 113 тысяч человек), количество выставок за год (в среднем — 99) или заходов на сайт музей (4 миллиона за полтора года), но и неожиданную статистику. Оказалось, что в музее работают по большей части женщины (75% штата), по образованию — искусствоведы, урожденные в Москве, а по гороскопу их стихией значится вода. Они любят рыбные блюда (30% сотрудников) и смотреть на звезды (85%), однако в гороскопы не верят (68%). Получился любопытный потрет музейщика.
Музей не только изучил особенности своих работников, но сделал своеобразное пророчество о будущем музея. Впервые ММОМА выставил произведения в формате открытого хранения, которое уже практикуют многие музею, в том числе Эрмитаж в новом корпусе в Старой деревни. Все работы здесь показаны так, как обычно они хранятся в запасниках: в витринах-шкафах, на выдвигающихся сетках. Сегодня музеи стремятся максимально открывать свою работу для зрителя — вот и ММОМА включился в общую тенденцию, за которой — в этом сходятся все специалисты — будущее.
Финальным аккордом выставки стала огромная библиотека, уставленная от пола до потолка каталогами и книгами об искусстве ХХ и ХХI веков. Сама эта литературная комната выглядит как тотальная инсталляция. И — что важнее — она отражает общую тенденцию: сегодня московские музею активно запускают открытые библиотеки, столь популярные в Европе. Недавно, например, «Гараж» презентовал такую общедоступную библиотеку. Открытость и доступность — за этим будущее музейного пространства, уверены организаторы ММОМА.
«Музей — это хранитель времени», - сказал на открытие проект Василий Церетели, имея ввиду не только главные функции музея — сохранять и показывать искусство, но и прочитывать его тайные знаки и послания.