Впервые в России — выставка Пауля Клее

Искусство другого измерения

Пауль Клее по праву считается одним из самых многогранных художников ХХ века. Опыты пионера модернизма имели серьезное влияние на развитие искусства, и в особенности дизайна. Однако до этого дня Клее, широко известный в Европе и Америке, был не так хорошо знаком отечественной публике, его произведения — большая редкость в России. В год 200-летия дипломатических отношений России и Швейцарии, где полвека прожил художник, Пушкинский музей впервые открывает выставку художника и теоретика искусства.

Искусство другого измерения
Перчаточная кукла (автопортрет).

Этот проект, занявший первый этаж Галереи стран Европы и Америки, готовился целый год. В экспозиции — более 150 лучших работ из коллекций Фонда Бейлера, что в Базеле, и Центра Пауля Клее в Берне, недалеко от которого родился художник и где был похоронен.

— Об этой выставке мы долго мечтали, ведь Пауль Клее — художник особой судьбы, — говорит директор ГМИИ Марина Лошак. — У нас есть три его работы — все они представлены на выставке.

— Лишь три? — уточняю у Марины.

— Целых три! — откликается директор ГМИИ, подчеркивая редкость и ценность творчества Клее.

Особая судьба столь редкого в России автора раскрывается в семи главах, рассказанных в хронологической последовательности. Фантастические видения начали посещать Пауля Клее (1879–1940) еще в детстве — тогда бабушка дала ему карандаши и бумагу, и он начал их зарисовывать. Да так увлекся, что, когда подрос, решил отказаться от карьеры музыканта, которую прочили ему родители-музыканты. Пауль обладал завидными вокальными данными, с малых лет упражнялся в игре на скрипке и даже играл в Бернском симфоническом оркестре — но рисовать любил больше. Музыка, впрочем, осталась с ним навсегда — она в мелодичности и ритмичности его живописи. Да и детские фантазии он надолго сохранил в памяти — не случайно много позже он проявил огромный интерес к творчеству детей и душевнобольных, Клее считал, что они обладают особым видением, не доступным большинству взрослых и «нормальных».

Гармония северной флоры. 1927.

Первые профессиональные навыки Клее получил в частной школе Генриха Книрра в Мюнхене, а позже — в Академии изящных искусств, где познакомился с Василием Кандинским — они были одноклассниками. Правда, сдружились художники позже — после второй выставки «Синего всадника», где выставлялось 17 работ Клее, и новаторской школы Баухауз, где оба работали профессорами и делили один дом. Клее был очарован теорией Кандинского о цвете, его первые опыты с абстракцией, очевидно, были сделаны под впечатлением от абстракций русского художника. Впрочем, в отличие от Кандинского, Клее не был так верен абстракции и теории цвета. Клее постоянно экспериментировал. Он писал как абстрактные, так и фигуративные работы, немало у него сюрреалистических опытов и работ в технике пуантилизма. Так что нельзя отнести его творчество ни к одному направлению. Поэтика цвета, ощущение движения на полотне, ритмы линий — вот что было важно для него.

— Мы долго не могли определиться с названием выставки — решали, чему отдать предпочтение — линии или цвету, которые были важны для Клее, — говорит «МК» куратор со стороны Пушкинского музея Алексей Петухов. — В итоге остановились на линии, потому что Клее говорил, что линия — это плотник, который создает искусство. А потом в одном из каталогов 1938 года между строчек, как шифр тайны, художник записал: ни дня без линии. Так мы и назвали выставку.

Впервые в России: выставка Пауля Клее в Пушкинском музее

Впервые в России: выставка Пауля Клее в Пушкинском музее

Смотрите фотогалерею по теме

Тайн и шифров в работах Клее много. Они читаются в гротескных рисунках, изображающих «героев» национал-социалистической революции в Германии, которую Клее не принял и из-за которой навсегда вернулся в Швейцарию. Гитлера, например, художник изобразил как черный сгусток линий. В сюрреалистических изображениях и картинах, сделанных в технике пуантилизма, в перчаточных куклах, которые он сделал для семейного домашнего театра.

— Никто так смело не смешивал стили и художественные традиции, — говорит один из кураторов проекта Алексей Петухов. — Он мог, например, написать гуашью или акварелью по холсту или наклеивать на него газеты или марли. Это метафора смысловых слоев этой живописи, где, как в матрице, зашита информация. Он говорил, что имеет связь с миром нерожденных и умерших. В его искусстве есть эзотерика.

Искусство Пауля Клее и правда словно из другого измерения, где обитают фантастические создания, а здания похожи на волшебные витражи. В каждой его картине есть нечто сновидческое, секретное, потаенное, где каждая деталь или цвет имеет свой смысл.

— Мы хотели дать представление о многогранности Пауля Клее. Показать, что он пронес через свою жизнь искренность и детскость, которая чувствуется и в его поздних работах, — подытоживает еще один куратор выставки, сотрудник Центра Пауля Клее Фабьенн Эггльхёфер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26701 от 17 декабря 2014

Заголовок в газете: Искусство другого измерения

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру