ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Алиса Фрейндлих — народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственной премии. Больше 60 ролей в кино и столько же в театре (Театр имени Комиссаржевской, Ленсовета, БДТ). Ее корни из Германии — родня бабушки, Зейтцы, обосновалась в Петербурге еще в екатерининские времена. Прапрапрадед приехал из Мекленбург-Шверина. Один из двоюродных братьев деда был садовником Царского села и двора его императорского величества. Алиса Фрейндлих имеет дочь и двух внуков.
САМАЯ СТРАШНАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ: Блокада 1942–1943 гг. Она из блокадных детей, чудом выживших. Первую тяжкую зиму пережили благодаря бабушке, потому что немка выстроила в семье железный режим, согласно которому все получали хлеб строго по часам. Она категорически не разрешала выкупать хлеб за следующий день: выкупали только то, что полагалось на сегодня. В 2014-м Алиса Фрейндлих «возвращается» к блокаде, снявшись в сериале «Линия Марты».
Алиса Фрейндлих (цитата): «Мама не хотела уезжать из Ленинграда, сказала: «Если умирать, так умирать здесь».
САМАЯ ПЕРВАЯ РОЛЬ В КИНО:
Гимназистка («Бессмертная песня», 1957 год). Самое интересное, что ее фамилии нет даже в титрах этой идеологически выдержанной картины про 20-й год, красноармейцев, кубанскую станицу и музыкальную школу в ней. Так вот, Алиса Фрейндлих играет... буржуазный элемент, которая в отличие от других энтузиастов отказывается разучивать «Интернационал». В эпизоде у Фрейндлих через плечо перекинута довольно тугая коса — и она презрительно произносит «фи», за что ее изгоняют из школы как классового врага. Играть ей особенно нечего, но фактура запоминается: глаза даже не светлые, а какие-то ясные, чуть удивленные.
Через четыре года в потрясающей комедии «Полосатый рейс» ей доверят роль буфетчицы в цирке, и в ее ясных глазах поселится мечта, озвученная нежным голосом: «Я тоже обязательно кем-нибудь стану. Вот возьму и поступлю осенью в училище».
САМАЯ НЕСЛУЧИВШАЯСЯ РОЛЬ:
Шурочка Азарова (комедия «Гусарская баллада», 1961 год). Алиса просто не прошла кастинг: режиссер Эльдар Рязанов не обнаружил в ней и намека на юношеское начало: «В ней было что-то предательски женское». Как показало время, именно этот режиссер на съемочной площадке и дальше будет усиленно бороться с ее непобедимой женственностью и один раз все-таки победит — в «Служебном романе».
САМАЯ КОРОЛЕВСКАЯ РОЛЬ:
Анна Австрийская, супруга короля Франции Людовика XIII («Д'Артаньян и три мушкетера», 1979);
Режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу еще до того, как он начал готовиться к съемкам, было ясно, что именно Фрейндлих будет королевой, а Табаков — королем. Почему?
Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Потому что Алиса Бруновна — олицетворение женственности, редкое сочетание изящной внешности, тонкости и ироничного, острого ума. Это сгусток женского обаяния. Какие бы красавицы ни сидели вокруг, их через пять минут уже не было видно, а от нее невозможно было оторваться.
Сколько на нее уходило дублей? Дублей, можно сказать, на нее вообще не уходило. Когда я снимал ее на «Кодак», то хватало одного. А с советской пленкой, чтобы получить приличное качество, — десяти. Но как раз тут и начиналось самое интересное. Мне очень сложно было что-то выбрать, так как с Алисой они все были исключительного качества».
ЕЩЕ ОДНА САМАЯ НЕСЛУЧИВШАЯСЯ РОЛЬ:
Надя (новогодняя комедия «Ирония судьбы», 1976 год). Алиса пробовалась на эту роль с Олегом Басилашвили. И Рязанов не увидел в Алисе на этот раз педагогического начала. Фрейндлих он предпочел Барбару Брыльску, которая тоже не так уж сильно напоминала простую училку из Ленинграда. «Дело не в том, что она учительница, — объяснял режиссер Алисе, — нужна была актриса, которая сразу бы, в одночасье, заставила героя в себя влюбиться. А вас надо узнать, чтобы влюбиться». Встреча Фрейндлих и Рязанова снова оттягивалась на неопределенный срок. Алиса Фрейндлих (цитата): «Много ролей прошло мимо, так что нечего расстраиваться».
САМЫЙ СТРАШНЫЙ СОН:
Ей несколько раз снился один и тот же сон с вариациями: со сцены она видит, как зрители уходят — и зал мгновенно пустеет.
Алиса Фрейндлих (цитата): «Еще многим актерам, в том числе и мне, периодически снится, что я сижу у себя в гримерной совершенно раздетая, а мне говорят: «Алиса Бруновна, ваш выход». И тогда начинается паника, я просыпаюсь в холодном поту».
САМАЯ МАЛЬЧИШЕСКАЯ РОЛЬ:
Малыш («Малыш и Карлсон, который живет на крыше», Театр имени Ленсовета, 1969 год).
Если в кино в ней не обнаружили юношеского начала, то в Театре им. Ленсовета все-таки согласились на ее мальчуковую правду. Но после того как актриса буквально выпросила для себя роль Малыша. Ах, это был всем Малышам Малыш, который вел себя соответственно возрасту — бесстрашно скатывался по перилам, бродил с Карлсоном по крышам, дразнил «домомучительницу». А ей, между прочим, было 35, и к тому же она только начала курить. Какой прекрасный и неправильный Малыш!
Алиса Фрейндлих (цитата): «Очень часто выхожу погулять и тут же беру сигарету. Я много курю, больше пачки в день».
САМАЯ МУЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ:
Людмила Прокофьевна (комедия «Служебный роман», 1977 год). Людмила Прокофьевна, начальница экономического отдела — воплощение мечты Эльдара Рязанова, как из красавицы сделать чудовище. Удалось, и даже слишком: Фрейндлих полностью соответствовала своему служебному прозвищу — Мымра. Стариковские очки, блондинка «убита» невыразительной шатенкой, походка мужеподобная — на экране не синий, а глухо-лиловый чулок. За такой ухаживать особый «кайф» даже для слепцов. Фрейндлих с азартом искала, как бы получше себя обезобразить — в костюмерной театра нашла костюмчик из кримплена 52-го (!!!) размера, перекрасила волосы, а внутри... Кто ж знает, как она себя ломала, — мы увидели лишь превосходный результат.
САМАЯ ТРОГАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ:
Оскар («Оскар и Розовая дама», Театр Ленсовета, 2004 год). Ей 70, а она получает роль 10-летнего мальчика, который смертельно болен. Он отражен в воспоминаниях пожилой сиделки, которую играет она же. Весь спектакль зал сидел, что называется, на слезе, а в финале плакал, не стесняясь слез.
Алиса Фрейндлих (цитата): «Я понимала, что голос его я не возьму, для этого нужен хороший кузнец, который бы щипцами прижег связки. Манера, мне нужна манера: у мальчиков, в отличие от девочек, особые отношения с буквами. Когда мне звонит моя внучка, я слышу, как льется речь, а мальчик рубит, рубит, для него главное — согласные».
САМАЯ БОЛЬШАЯ СТРАСТЬ:
Вторая страсть после театра — это грибы. Собирать, солить, мариновать, суп из них делать и даже квасить — это ее. Да, квасить, и среди театральных людей только одна Алиса Фрейндлих знает этот старинный рецепт.
Алиса Фрейндлих (цитата): «Я жду их... я даже зимой во сне вижу лес. Раньше грибы искала хорошо, сейчас хуже вижу».
САМАЯ ВЗРОСЛАЯ РОЛЬ:
Анна Борисовна («На Верхней Масловке», 2005 год). Ей 71 год, а ее героине — за 90. В квартире на Верхней Масловке живут в прошлом известная скульпторша и молодой режиссер. У нее особый грим, но не старческий: никаких накладок — и гримеры ничего не прорисовывали, лишь усугубляли природные особенности лица.
Алиса Фрейндлих (цитата): «Я жила в других ритмах: пожилому человеку приходится преодолевать дыхание, пластику. Когда молодую душу не пускает старый организм — это я и играла».
САМОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ:
— Что важнее: искусство или жизнь?
— Для меня? Искусство. Потому что жизнь без искусства была бы скучна. Жизнь — прилагательное.
— Ваш выбор: любить или наслаждаться?
— Наслаждаться, любя.
САМАЯ НЕДАВНЯЯ АЛИСА:
Алиса (спектакль «Алиса», БДТ им. Товстоногова, 2014 год). Это не Льюис Кэрролл в том виде, к которому привыкли и ждут. Героиня в исполнении Алисы Фрейндлих из одноименного спектакля потеряна и одинока в реальном мире, ее неожиданное путешествие в Страну чудес — попытка вернуться к самой себе.
САМОЕ ЧЕСТНОЕ:
Алиса Фрейндлих (цитата): «Хватит, говорю. Играть хватит. Я буду работать, конечно, пока есть силы. Во имя того, чтобы сохранить в себе силы, пока не ослабли мышцы — ни души, ни тела. Только для этого буду работать. Столько — сколько смогу. Но... конечно, хватит. Честно говорю».
САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОБ АЛИСЕ:
Написано в книге, посвященной замечательному режиссеру и мужу актрисы Игорю Владимирову.
Вот одна из его цитат: «Мне часто снится Алиса. …Тонкие, чуть нервные пальцы осторожно касаются моих плеч. Тепло подбородка струится по волосам, приятно щекочет макушку. Это Алиса. Я узнаю ее по рукам. Мое воображение находится в плену дурманящей осязаемости. Мне даже кажется, что я ощущаю подрагивание воздуха на ресницах Алисы… Я просыпаюсь, силюсь — но никак не могу вспомнить, было ли это на самом деле. Наверное, и не раз. А может быть, именно так и не бывало никогда. Возможно, эта мизансцена — предвестие какой-то другой, пока неведомой нам жизни».