Серьезные музыканты не раз, кстати, говорили, что внутри жанра (а фолк — это фундамент для искусства в целом) нет новых идей, только лишь перепевы старого, а это своеобразный диагноз для всей страны. Так вот Владимир Девятов совместно с телеканалом «Культура» идет на «пробу пера» — приступает к съемкам Рождественского концерта, где народная песня прозвучит в необычной интерпретации и стилистике самых разных коллективов... но — слово автору.
— Владимир Сергеевич, возможно ли в принципе вывести фолк на какую-то новую орбиту популярности?
— Важно понимать главное: фолк как самая живая и широкая (с точки зрения её производителей/исполнителей) песенная культура может объединять население, благотворно влиять на людей, воспитывая тот самый настоящий патриотизм, о котором сегодня так много говорят. Так что цели ставятся более чем серьезные. Что может быть важнее, чем укрепление нации? Укрепление государства?
— Но надо трезво отдавать себе отчет в нынешнем статус-кво жанра...
— Разумеется. Многолетнее стояние фолка на задах национальной культуры имеет объективные причины. Ну, во-первых, еще в советское время за фолком закрепился дурной стереотип, что любой праздничный концерт — это обязательно оркестр народных инструментов и полногрудая дама, исполняющая хорошо поставленным голосом народные песни. Потом, напротив, всё советское стали отрицать, говоря, что «нам не нужно никакой идеологии, никаких национальных идей», а народное искусство объявили замшелым совком. И его перестали принимать все радиостанции.
— И что в результате?
— А в результате то, что 98% СМИ не считают фолк своим форматом. Получается убийственный парадокс. Россия имеет на руках величайшую народную песенную культуру, с которой могут конкурировать разве что неаполитанцы. А более никто! Америка, там, Франция — были позже в смысле жанрового становления. Я проехал более 50-ти стран и могу сказать достаточно объективно: все континенты знают и уважают нашу народную музыку. Но несмотря на этот вес и авторитет в мире мы стали неформатом внутри своей же страны, в отечественных СМИ...
— То есть песня сама по себе не умерла?
— Нет, конечно. Есть миллионы исполнителей, огромное количество коллективов — как профессиональных, так и самобытных (когда люди просто собираются вместе после работы и поют частушки). Песня никуда не делась, живет сама по себе, уже оторвавшись, кстати, от всех советских стереотипов. И что еще важно — осталась система серьезного образования в этой области (как среднего, так и высшего); так вот выпускники (из тех, кто выжил) прекрасно понимают, что смешение старого пения с современным звучанием — дело крайне перспективное.
— А в чем загадка?
— А загадка в генетическом коде, который заложен в каждом из нас. Как только этот вкусно сделанный продукт ложится на генетические коды молодежи, никогда прежде не слыхавшей народных песен, он мгновенно «включает» ребят...
— То есть задача — разбудить?
— Конечно! Но не говорить с людьми музейным языком, который их только отпугнет, оттолкнет, — всё должно быть подано красиво, современно, музыкально, оставляя главное, что есть в песне — ее душу. И тогда жанр вновь раскроется необыкновенно широко, не уступая в популярности року, джазу и всем прочим. Вот чем мы сейчас и занимаемся — пробуем нащупать новый путь к сердцам и душам наших потенциальных слушателей, которых — если их пробудить — миллионы. Повторяю: этот продукт надо делать вкусно и больше ничего тут не требуется. А будешь опускать руки, прибедняться, — дело с места не сдвинется.
— Скажите, а не вызван ли кризис жанра умиранием русской деревни, исходом сельского населения, — урбанизацией страны в целом?
— Это тоже, конечно, имеет место быть, но ни в коем случае нельзя сказать, что в народной культуре всё напрочь заглохло: проходит куча конкурсов, фестивалей; вон, маленький районных городок в Коми способен объединить под знаменами фолка не только исполнителей со своего узкого ареала обитания, но и со всей европейской части России, мало того — с привлечением Белоруссии, Украины, Сербии... вот она — объединяющая мощь! Причем, естественная мощь, без рекламы в могучих СМИ. Так что ничего не умерло: на народное отделение в региональном вузе конкуренция по 5-6 человек на место. И еще одно явление сего дня — отзывчивость к народной песне детей...
— Почва-то благодатная: тексты хорошие, мелодии удобные, — уж кому петь как не им.
— Плюс понятно — о чем именно песня. Детям важно слушать эту музыку не для того, чтобы они стали ее фанатами. Пусть они дальше слушают рок или джаз, ради бога. Но основа, культурная платформа у них будет правильная, настоящая. А то растут поколения, из ушей которых этот музыкальный материал вымыт, что, на мой взгляд, только разобщает людей еще больше...
— И последнее уточнение: ваш Рождественский концерт (который будет представлен в формате программы «Романтика романса») станет разовой акцией или войдет в систему?
— Телевидение дает нам возможность доказать, что мы можем сделать интересно. Если мы это докажем — проект на «Культуре» станет системным. А мы докажем, потому что у нашего молодняка глаза горят, один оркестр чего стоит (смешение ритм-секции с народными инструментами) — там ребята от 20 до 30 лет с очень молодым дирижером. И мы будем творить фолк не только в традиции 200-летней давности, но и с привлечением современного языка, ведь песенная культура позволяет идти на подобные эксперименты, будучи очень широкой по своей сути, по своему звучанию. И перспективы ее огромны.